Упрощенная процедура отставки мэров увеличила их зависимость от решений, принимаемых на уровне губернаторов


После сентябрьских выборов по стране прокатилась очередная волна отставок мэров. Упрощенная процедура назначения градоначальников сделала их уязвимыми. Согласно высказываемым оценкам, мэр едва ли не самое нестабильное звено в системе публичной власти.

Не могу согласиться с позицией, что мэр — самое нестабильное звено в системе публичной власти, поскольку есть примеры, когда мэры на своих постах долгое время сохраняли популярность и доверие граждан. Например, в Иркутской области, в городе Черемхово, есть мэр, который руководит городом уже два десятилетия и считается любимцем жителей, одним из самых популярных мэров в регионе.

Мэр сейчас, в первую очередь, грамотный хозяйственник, лоббист территории и только потом уже — публичный политик. И если градоначальников снимают, то не что-то не так с их компетенциями, которые далеки от идеала. Если бы были хорошие хозяйственники, управленцы, то их, поверьте, никто бы не снимал. То, что законодательство предусматривает возможность ротации в «ручном режиме», должно подстегивать работать эффективнее. Это выгодно и жителям, это и реализация запроса на «сервисность власти».

Упрощенная процедура отставки мэров увеличила их зависимость от решений, принимаемых на уровне губернаторов, — тренд на «вертикализацию» власти понятен в текущих геополитических условиях. В 2024 году мэр — это исполнитель. Отсюда и тренд на постепенную замену выборной модели на сити-менеджера и назначение главы города горсоветом. В 2006 году избирались 70% глав городов, в 2018 году — уже 12%. Прямые выборы мэров сохранились только в четырёх городах-столицах субъектов.

С 25 января по 24 сентября текущего года со своих постов ушли 36 мэров, шесть из них проходят подозреваемыми по уголовным делам. С другой стороны, еще шестеро ушли на очевидное повышение, 10 сохранили позиции в управленческой вертикали, сменив работу, и 14 находятся в «режиме ожидания».

Положительные примеры на слуху. Так, мэр Тюмени Руслан Кухарук назначен губернатором ХМАО, глава Челябинска Наталья Котова перешла на работу в Совет Федерации, мэры Копейска и Липецка перебрались в «область» с повышением. А находившийся в «режиме ожидания» с марта 2024 года бывший глава Вологды Сергей Воропанов стал министром энергетики Московской области.

Позиция мэра всегда была «рискованной», здесь ничего нового нет. В статье 2022 года политологи Бакли и Рейтер, показывают, что на выборке 2000-2018 годов вероятность ареста мэра российского города составляла более 10%. Как мы видим, сегодня ситуация практически не изменилась. И для тех, кто умеет работать, должность главы города по-прежнему остается трамплином в вертикали власти. Главное — суметь оттолкнуться. Зависимость мэра от губернатора, с одной стороны, снижает самостоятельность глав городов, но с другой — создает условия для более слаженной и эффективной работы вертикали власти. А эта задача, на мой взгляд, должна находиться в приоритете. Думаю, что с течением времени институт выборных мэров окончательно уступит место альтернативным моделям.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: