Уход чиновников добровольцами на СВО не носит массового характера, вряд ли для них введут особые гарантии
Прокуратура Воркуты вынесла протест на решение городского парламента, чтобы лица, замещающие муниципальные должности, сохраняли свои позиции на время службы в зоне СВО, пишет «Коммерсантъ». Решение совета депутатов Воркуты было принято после того, как мэр города Ярослав Шапошников заявил о желании отправиться в зону боевых действий в качестве добровольца.
С юридической точки зрения есть достаточно большое количество запретов для различных категорий граждан, в том числе для лиц, замещающих государственные, муниципальные должности. Эти ограничения прежде всего направлены на то, чтобы люди, занимающие эти должности, не могли выстраивать схемы для получения дополнительного дохода.
В данном случае мэр Воркуты не является ни мобилизованным, ни военнослужащим, то есть можно предположить, что прокуратура рассматривает вопрос с точки зрения действующего законодательства, действующих норм – региональных и федеральных. Тут необходимо исходить не только из юридического вопроса, но и из политического. С учетом обозначенной важности СВО и всего, что с этим связано, никто не обязывал чиновников любого уровня лично идти и таким образом исполнять свой долг либо выказывать поддержку – каких-то нормативных актов нет, насколько мне известно.
Законодательство сейчас развивается достаточно динамично, предсказать дальнейшие пути тяжело, поэтому сказать, что прокуратура Воркуты права на 100%, на мой взгляд, можно будет только на том этапе, когда состоится судебное заседание или данная ситуация в итоге дойдет либо до вышестоящих судов (Верховный суд), либо до Госдумы, где признают существование проблемы, оценят массовость и решат, стоит ли вносить изменения в законодательство. Сохранение дохода распространяется не на все категории, исключения относятся к мобилизованным и близким к ним категориям (тем, кто участвует скорее в соответствии с обязанностью, чем с добровольным желанием).
Тут надо понимать, что проблема службы чиновников всех уровней в зоне СВО пока не носит массового характера. Будут ли вноситься изменения в действующие нормативные акты, сказать трудно. Тем не менее надо отметить, что какие-то преимущества, приоритеты для чиновников широким общественным мнением всегда воспринимаются достаточно критично.
В конкретном случае возникает вопрос, как чиновник и гордума, которая его поддержала будет далее отстаивать свое решение, пойдут ли они дальше. У гордумы, например, есть право выступить в региональном парламенте, соответственно, регпарламент, если сочтет тематику важной, может выступить с законодательной инициативой в Госдуме. Если этот случай будет носить единичный характер, то у меня большие сомнения, что станут принимать меры в сфере изменения нормативных актов, серьезного законодательного регулирования. Насколько мне известно, сейчас принимаются единичные нормативные акты в отношении конкретных лиц. Они не говорят об обязательном сохранении заработной платы и так далее, но говорят о сохранении определенного статуса. Видимо, пока прокуратура оценила, что нет необходимости оставлять за человеком место работы с точки зрения его доходов и так далее. Насколько я понимаю, как минимум на муниципальном уровне однозначной позиции нет.
Тут возникает вопрос, насколько чиновник заменим в своем статусе. Это уже оценивается на местном уровне.
Прокуратура тоже не может осуществлять самостоятельные движения без стыковки своей позиции с вышестоящими инстанциями. При этом она может изменить позицию, да и сам человек может принять определенные решения и отказаться от статуса чиновника, например.
С точки зрения своих прав доброволец сам определяет, может ли он себе позволить такое решение. При этом в свете приоритетности наличия добровольцев вопрос повышения гарантий (сохранение зарплаты, иных доходов и так далее) прорабатываться будет, однако явной актуальности нет.