У силовиков могут возникнуть вопросы к тем, кто курировал стройку белгородских фортификаций после увольнения Сошникова
В Белгородской области арестовали бывшего главу Управления капитального строительства (УКС) региона Алексея Сошникова и двух его подчиненных по делу о крупной растрате при строительстве фортификационных сооружений. Напомним, ранее был арестован вице-губернатор Рустэм Зайнуллин.
После начала расследования предполагаемых хищений при строительстве оборонительных сооружений в Курской области стало более или менее понятно, что и в других приграничных регионах пойдут аналогичные процессы и под ударом окажется весь строительный блок регионального управления как имеющий отношение к определению условий конкурсов на проведение работ, заключению контрактов, авансированию и оплате работ. Вне зависимости от качества проведенных работ и, соответственно, их результата в виде оборонительных сооружений, претензии со стороны правоохранительных органов формируются вокруг стоимости работ, которая, по их мнению, оказалась завышенной, а «излишки» могли осесть в карманах причастных к этому делу чиновников и бизнесменов. При этом стороннего наблюдателя должно удивить расхождение в суммах расходов на строительство. Если в начале 2023 года было заявлено, что построенная «засечная черта» обошлась в 9,99 млрд рублей, то сейчас озвучивается уже сумма 19,5 млрд рублей расходов, произведенных в 2022–2024 годах. То есть финансирование «уже построенной» черты продолжалось и далее, а работы проводились весьма дорогостоящие. И если претензии к бывшему главе УКС Алексею Сошникову ограничиваются 2022 годом, поскольку в 2023-м он уже не возглавлял УКС, то логично предположить, что внимание будет проявлено и к тем, кто курировал и организовывал процесс строительства после 2022 года.
В последние годы определение степени завышения стоимости работ при выполнении госконтрактов является достаточно сложным процессом ввиду высокой волатильности цен на те или иные материалы и услуги. В этих условиях под удар могут попасть вполне законопослушные участники госзакупок, ориентирующиеся на ценовые реалии, а не на не соответствующие им нормативы. И в этом состоят основные риски в данной сфере, где практически каждая сторона становится потенциальным правонарушителем. И если учесть также сжимающиеся в настоящее время возможности федерального и региональных бюджетов, то расходование в регионах любых бюджетных средств, выделяемых на инфраструктурное строительство и особенно в интересах СВО, отслеживается с особой тщательностью.
Во многом именно поэтому аресты чиновников даже высшего звена управления уже не так сильно бьют по репутации глав регионов, как еще несколько лет назад, поскольку реальные или мнимые нарушения требований финансирования стали массовой практикой, а правоохранительные органы получили карт-бланш на расследование действий любых должностных лиц. Возможно, именно в силу того, что решение по вице-губернатору Рустэму Зайнуллину принималось следственными органами автономно от губернатора области Вячеслава Гладкова и доказательная база не является в настоящее время очевидной, глава региона имеет возможность «придержать» негативное решение по своему заместителю. Естественно, имиджевых потерь региональной власти в подобных случаях избежать трудно, но они уже не являются решающим фактором в принятии решений по главам регионов со стороны федерального центра. Если результаты расследования не выводят напрямую на губернатора, если социально-экономическая ситуация в регионе является относительно устойчивой, если нет кумулятивного эффекта от недовольства деятельностью «первого лица» со стороны массовых и элитарных акторов и, как в Белгородской области, если на носу выборы в законодательный орган, губернатор может быть в достаточной степени уверен в ближайшей перспективе своей деятельности в данной должности.