Туристический налог необходим всем регионам, а не только курортам


Минфин РФ в рамках поправок к законопроекту о налоговых изменениях предлагает преобразовать курортный сбор в туристический налог, ставка которого будет расти постепенно – начиная с 1% от стоимости проживания в 2025 году и прибавляя по 1 процентному пункту в год до 2029 года (с 2029 года и далее – не выше 5%). В Минфине уточнили, что это будет местный налог, муниципалитеты будут самостоятельно определять необходимость его введения и размеры ставок, пишет ТАСС.

В рамках поправок налоговых инициатив ко второму чтению предложено закрепить полноценно туристический налог. Считаю, что это верное решение. Мы рано или поздно должны были отойти от экспериментов, которые на этот счет проводятся уже несколько лет в отдельных регионах, и прийти к тому, чтобы туристический налог был закреплен в законодательстве. Но есть определенного рода вопросы, вызывающие пока технические сложности. Аналогичный налог, применяемый в других- странах, тоже вызывает вопросы, возражения и сложности, связанные со сбором и администрированием. Но тем не менее подобный налог необходим. И не только в тех регионах, которые специализируются на массовом привлечении туристов, но и в других субъектах.

Если говорить о сумме и ставках туристического налога, то главное, чтобы он не был слишком заметным для тех, кто его будет уплачивать, чтобы это не служило препятствием для туристической поездки. Желательно при этом избежать формальных технологических сложностей его сбора. Например, они связаны с тем, что уплата налога должна осуществляться непосредственно налогоплательщиком, но в данном случае должны быть определенные оговорки и для системы бронирования, и для семейных групп, когда плательщиком может выступать одно лицо, уплачивающее налог за других. Все эти аспекты, связанные с администрированием налога, должна быть максимально упрощены, иначе он вызовет раздражение, которое не сопоставимо с теми объемами средств, что могут быть собраны.

Хорошо, что этот налог внедряется поэтапно с постепенным увеличением ставки. Здесь нужно понимать, что в рамках совершенствования всего налогового законодательства, которое сейчас происходит, и в тех условиях, в которых функционирует страна, существуют определенные риски хозяйственной деятельности в туристической сфере. Например, мы привыкли, что внутренний туризм находится на подъеме, отрасль бурно развивается. Но налоговые поправки, которые сейчас принимаются, могут негативно сказаться как раз на этом секторе экономики в силу того, что расходы на туристические услуги осуществляются гражданами в случае более свободных финансовых ресурсов. А в случае увеличения налогов для высокообеспеченных граждан это как раз ударит отчасти по этому сектору. Кроме того, в этом секторе достаточно много компаний, которые относятся к категории средних, против которых сейчас направлены многие налоговые новации. В туристическом секторе известны случаи дробления бизнеса, когда гостиничные услуги предоставляются не одной компанией, а сразу несколькими. Против таких дроблений и нацелены новые налоговые изменения. В этой связи туристический налог может стать еще одним моментом для увеличения роста, который мы наблюдаем в последние годы в сфере внутреннего туризма.

Если налог будет уплачиваться в местные бюджеты, это имеет ряд преимуществ, хотя во многом логичнее, чтобы налог был регионально ориентированным, а не только муниципальным. Речь идет о туристах, которые приезжают именно в регион, а не о передвижениях внутри субъекта Федерации.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: