«Шиес» для большинства жителей Архангельской области уходит в прошлое (гу­бер­на­тор Ар­хан­гель­ской об­ла­сти Алек­сандр Цы­буль­ский ска­зал в ин­тер­вью РБК, что до кон­ца 2021 года на ме­сте му­сор­но­го по­ли­го­на в Ши­е­се по­явит­ся «за­ме­ча­тель­ный лес», — прим. ред.). Предложенные меры в формате рекультивации выделенной у железнодорожной станции площадки устраивают северян. Это действительно демонстрация политической воли и умения добиваться поставленных целей. Фокус управленческих решений и общественного внимания переориентируется на раздельный сбор бытовых отходов и обустройство мест для хранения городского мусора в агломерации Архангельск – Северодвинск – Новодвинск.

Что касается других экологических инициатив главы Архангельской области (он за­явил о необ­хо­ди­мо­сти ве­де­ния го­су­дар­ством бо­лее «агрес­сив­ной» по­ли­ти­ки в от­но­ше­нии со­хра­не­ния леса, — прим. ред), то лес традиционно являлся источником заработка валюты для России в донефтяной период. В связи с тем что использование энергетических благ вступает в сложный период, снова идет обращение к возобновляемому ресурсу.

Архангельская область вошла в число пилотных регионов по использованию современных технологий государственного присмотра за лесом. Это и электронные накладные на перемещение леса, и новые технологии восстановления леса. Для региона возрождение отрасли ЛПК – это шанс. Все знают про регионы нефтедобычи, а Архангельская область располагает, наверное, последним в Европе большим массивом малонарушенных лесов. Этим нужно грамотно и правильно распорядиться, то есть не просто спилить, а вовлечь в хозяйственный оборот таким образом, чтобы это принесло максимальную пользу людям, которые там живут и работают, и всему региону.

Лес – федеральный ресурс, естественно, собственник и должен за ним присматривать. Это не трата, а государственная инвестиция. Если государство сможет решить проблемы, связанные с лесодобычей, лесопереработкой и лесовосстановлением, это станет вечным источником блага для жителей региона и всей страны. Для этого необходимо решить в том числе вопрос со строительством лесных дорог. Пока главная проблема состоит в том, что лесодобывающие предприятия являются арендаторами лесов, но дороги, которые они строят, никак не засчитывают в их актив. Получается, арендатор должен строить дороги капитального характера, не будучи уверенным, что на протяжении 50 или 100 лет сможет ими пользоваться. Собственником должен как-то учитываться вклад арендатора в развитие определенных ресурсов.

Подобных тонкостей и нюансов, которые препятствуют тому, чтобы лесодобыча и лесопользование было реализовано, много. Например, есть проблема и самой аренды лесов. Многие предприятия присматриваются к малонарушенным лесам, а более правильно вовлекать в хозяйственный оборот участки, до которых сложнее добраться, в том числе до которых нужно строить лесовозные дороги. Эти проблемы надо так или иначе решать. Это смелая задача, серьезный вызов, но и отдача может быть весомой.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: