Ценность системы социальной поддержки в Москве – в ее постоянном совершенствовании
Мэр Москвы Сергей Собянин в личном блоге рассказал об основных задачах правительства столицы в сфере социальной защиты до 2030 года. В их числе – обеспечить безусловное выполнение социальных обязательств перед москвичами, сохранить лучшие традиции и внедрить более гибкие и эффективные инструменты поддержки жителей столицы.
Судя по опросам и исследованиям в целом по стране и по Москве в особенности, наши граждане выражают высокий уровень удовлетворенности системой социальной поддержки. Если, например, со здравоохранением сложнее, особенно в других регионах, в столице ситуация намного лучше, но в целом больше всего из различных видов сервисов и услуг, которые доступны гражданам (образовательные, культурные, социальные), как раз сфера социального обслуживания – та, где люди показывают высокий уровень удовлетворенности, особенно в Москве. Эта ситуация не была такой на протяжении многих лет, она быстро меняется, и уровень удовлетворенности растет.
В Москве, конечно, создана одна из лучших систем социальной поддержки граждан не только в России, но и, осмелюсь сказать, в мире. Ценность системы состоит в том, что она уже и так очень эффективна, при этом она все время совершенствуется. Во-первых, безумно удобная система многофункциональных центров (МФЦ): можно через систему одного окна получить разные полезные услуги. Кроме того, все время подход к социальному обслуживанию становится все более персонифицированным и учитывает запросы граждан, а они становятся все более требовательными в хорошем смысле. Есть одни и те же запросы, но, например, если человек не способен к самообеспечению, ему всегда будет нужно помочь в уборке квартиры, доставке продуктов, в оказании психологической и медицинской поддержки. Но какие-то запросы усложняются. Кто бы мог подумать, что у нас люди не от 60, а от 80 лет будут интересоваться изучением иностранных языков, поэзией, танцами и активно посещать программы в системе «Московское долголетие»!
Преимущество программы «Социальное казначейство» в том, что она объединила функционал других ведомств. Это движение в сторону уменьшения бюрократии и упрощения процедур, когда можно получать услуги, не бегая по разным местам, а в одном месте. Я не сталкивалась ни с какими нареканиями в адрес этой новой институции.
Москва может гордиться своей системой социальной поддержки. Хорошо, что она не останавливается на достигнутом. Есть бюджетные организации, которые традиционно оказывают помощь гражданам, есть негосударственные, а есть и частный бизнес, который привлекается к оказанию услуг. Но мне кажется, что важно думать в сторону еще большей диверсификации, чтобы у получателя услуги росли возможности выбора поставщика: чтобы каждый человек, имеющий право на бесплатную услугу, имел возможность выбрать, где и у кого ее получить. В Москве ведется работа в этом направлении, но есть куда развиваться.
Кроме того, в рамках усовершенствования соцзащиты населения можно посмотреть в сторону людей, не способных к самообслуживанию или частично утративших способность к этому. Сейчас во многом полагаются на их ближайшее окружение. Но ситуации могут быть разные: пожилой человек, например, может быть в конфликте с родственниками. Здесь, мне кажется, важен индивидуальный подход. Можно привлекать к этому некоммерческие организации, которые могли бы работать адресно с каждым человеком, изучая его потребности. Остаются ситуации, когда человек живет один, попадает в сложную ситуацию, но никто не может ему помочь, потому что никто не знает, что он нуждается в поддержке. Москва – большой город, мы стали индивидуализированы, часто даже не знаем, кто живет за стенкой. Важно подумать и о развитии соседской взаимоподдержки, возвращаться к теме общинности в хорошем смысле. С этим сложно в больших городах. Можно было бы предложить правительству Москвы попытаться сформировать соседское взаимодействие, как-то стимулировать людей.