Трудоустройство инвалидов: почему важна адресная помощь
«Единая Россия» внесла в народную программу новые меры поддержки инвалидов. На площадке партии прошла стратегическая сессия «Повышение качества жизни инвалидов — приоритет народной программы «Единой России». Одна из серьезных проблем, с которой сталкивается практически каждый человек с инвалидностью, — трудоустройство. Норма о помощи в этом направлении появится в новом законе фракции «Единой России» о занятости, astv.ru
Что принципиально новое можно прописать в законе о занятости с учетом трудоустройства инвалидов? Как обязать работодателя брать на работу инвалидов? Я могу ошибаться, но, кажется, соответствующая квота или процентная норма уже вводилась, а за ее неисполнение была предусмотрена финансовая ответственность. На практике оказалось, что выплачивать незначительные штрафы предприятию порой бывает выгоднее.
Разрабатывая новые нормы, неплохо бы понять, чего хотят сами инвалиды, проведя соответствующий опрос среди заинтересованной категории граждан. Хотят ли работать и по каким направлениям? Или выступают за повышение пенсий по инвалидности?
Понятно, что работодателю выгоден сотрудник, производительность труда которого выше. Где-то в середине 2000-х в МГТУ имени Баумана существовала группа подготовки по инженерным и компьютерным специальностям для слабослышащих. Более трудолюбивых и усидчивых студентов тогда просто не было. У работодателей будущие сотрудники были просто нарасхват: студенты не отвлекались на пустые разговоры и обсуждения, были очень эффективными специалистами.
В идеале должны существовать целевые группы, где поддержка будет абсолютно разной, поскольку у людей разные ограничения по здоровью. От этого во многом зависит сфера деятельности. Помощь и политика в этом вопросе должны быть адресными. Не совсем понятно, зачем это вставлять в закон о занятости. В законе должна быть ссылочная норма, что государство, скажем так, обеспечивает условия для полноценной трудовой деятельности людей с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от этих возможностей. А далее должны появиться очень подробные нормативные правовые акты, как выявлять намерения людей, как с ними работать, как адаптировать, как создавать условия. Важно, чтобы работа перешла в эту стадию, а не осталась политическим лозунгом и ограничилась несколькими строками в рамочном законе.