Три финансовые проблемы Северного Кавказа: почему федеральные деньги уходят в никуда
На реализацию программ социально-экономического развития регионов Северного Кавказа за последние три года было выделено 8 млрд рублей. Однако эти средства не принесли значимого эффекта ни для региональных рынков, ни для инвестиций. Таковы выводы Счетной палаты, сделанные на основании анализа использования бюджетных субсидий, сообщает РБК.
Прежде всего следует отметить, что эффективность расходования средств с 2017 по 2019 год действительно оставляет желать лучшего. Но здесь надо сказать, что проблемы носят как системный характер, так и региональный.
Что касается проблем системного характера. Во-первых, не актуализирована стратегия регионального планирования. Инвестпроекты, которые поддержаны в рамках выделения тех же 7,9 млрд рублей, никак не коррелируют с программой «Стратегия развития Северного Кавказа», которая была составлена фактически еще девять лет назад. Поэтому необходимо обновление стратегической программы, ведь то, что было в 2010 году, и то, что есть сейчас, – это принципиально разные системы, другое развитие технологического потенциала, региональной конкуренции, инфраструктуры. Как минимум для того, чтобы увеличить эффективность расходования средств, необходимо для начала сформулировать, на что они должны пойти. Сейчас этот процесс отдается на откуп субъектам РФ, которые входят в ФО. То есть стратегическое планирование находится на уровне макрорегиона – этим занимается Министерство развития Северного Кавказа. И было бы логично, чтобы оно сформулировало стратегию развития для ФО, обновило бы ее актуальность на 2020 год. Можно было бы ожидать серьезного повышения эффективности, если бы в подобных случаях денежные средства выделялись на те проекты, которые есть в стратегии и которые необходимы регионам, а не просто брались бы из головы.
Вторая проблема – это неэффективная система распределения средств. Выездная проверка Счетной палаты, которая осуществлялась в Северной Осетии, показала, что нет единого подхода, единой конкурентной системы отбора этих инвестиционных проектов. Например, условия были разработаны еще в 2004 году, то есть 15 лет назад. Понятно, что это как минимум неактуально. Сама система распределения денежных средств непрозрачна и частично коррумпирована.
Третья проблема, которая вытекает из первой и второй, – нет общей стратегии. При отсутствии понятных схем распределения денежных средств, естественно, они не достигают целей, которые поставлены в этих проектах. Например, цель, на которую полагаются субсидии, касается создания рабочих мест. Северный Кавказ является одной из самых сложных территорий с точки зрения сферы занятости и безработицы, особенно характерна молодежная безработица. Поэтому неудивительно, что основная часть денежных средств выделялась именно на создание рабочих мест. В Алании было пять проектов, из которых было реализовано только два. То есть степень реализации меньше 40 %, и при этом рабочих мест до конца года будет создано около 700 (данные Минкавказа), а по факту (данные Счетной палаты) – 577. При этом в регионе за счет других проектов – частных, которые не поддерживаются денежно Федерацией, – создается порядка 70 тысяч рабочих мест. Получается какой-то непонятный выхлоп от федеральных денег, если они создают менее 10 % от рабочих мест, которые там и без дополнительной поддержки появляются. Если бы эти объемы соответствовали хотя бы 20–30 тысячам новых рабочих мест, то это одна ситуация. Но с учетом того, что эффект от вложенных средств не перекрывает даже 10 % всех рабочих мест, которые и так создаются, непонятно, зачем тратить бюджетные средства. Проще было бы поддержать те проекты, которые уже работают и создают 70 тысяч рабочих мест.
В 2017 году внебюджетные инвестиции в проекты на Северном Кавказе в среднем составили всего 22 %. Это означает, что 78 % профинансировала Федерация. Тогда возникает вопрос, в чем привлекательность проекта. Ведь фактически две трети тащит на себе именно Федерация. Даже на фоне сложной экономической ситуации в 2016 году, когда доля внебюджетных источников была увеличена, все равно все расходные части обеспечивала Федерация. Хотя традиционно более эффективным считается соотношение 50/50. То есть, если у вас инвестор готов вложиться в проект на равных с Федерацией, это означает, что рентабельность такого проекта, его экономические перспективы намного шире.
Напомню, что в бюджете на 2020–2022 годы на регионы Северного Кавказа за счет тех же национальных проектов предусмотрено выделение гораздо большей суммы. Только за один следующий год федеральный бюджет планирует выделить 14,1 млрд рублей. А всего за три года эта сумма должна составить 39 млрд рублей. Это фундаментально больше. И без формирования эффективной системы расходования средств эти деньги опять уйдут в никуда. Мы получим те же проблемы: медленное освоение денежных средств, их неэффективное использование. То есть не будут реализованы те задачи, которые там прописаны.
Из этого следует, что необходимо, во-первых, создать и обновить стратегию развития СКФО в 2020 году. Это должно быть в поручениях Минкавказа в обязательном порядке. Во-вторых, необходимо повысить эффективность расходования этих средств, то есть нужно стандартизировать и обновить нормативы распределения средств в рамках инвестпроектов с 2004 года в реалии 2019-го. В-третьих, необходимо определить цели этих инвестпроектов и ужесточить контроль за реализацией тех показателей, которые там представлены. Надо посмотреть, какое количество рабочих мест создается, условно говоря, на 100 или 1000 рублей. То есть посмотреть эффективность производительности этих инвестиций. Если они не очень эффективны, можно придумать другие формы поддержки проектов, которые позволили бы создавать более дешевые для бюджета, но при этом более эффективные и содержательные рабочие места. В-четвертых, исходя из всей этой системы, необходимо спроектировать ситуацию по федеральному бюджету под денежные средства, которые будут выделяться. Нужно составить жесткие требования по каждому этапу реализации, необходимо зафиксировать вклад в производительность в регионе и в занятость и выявить несоответствие.
Наконец, Министерству развития Северного Кавказа тоже стоит задуматься. Если вы занимаетесь развитием региона, а у вас до сих пор не обновлена программа развития Северного Кавказа, несмотря на то что это как раз непосредственная задача министерства, возникает естественный вопрос: а что вы делаете?
Конечно, хотелось бы все это интегрировать под те инструменты, которые уже существуют. У нас есть Фонд развития прямых инвестиций, который ищет инвестпроекты и в том числе работает с резидентами. Северный Кавказ может сотрудничать с ОАЭ, Саудовской Аравией. И это сотрудничество можно встроить в систему поддержки, потому что создание производственной базы без перспективы выйти на экспортный рынок или создание туристического кластера без внешнего туризма – неплохо, но экономический потенциал будет не очень большой. Поэтому надо встроить инвестиционные инструменты и создать какое-то инвестиционное подразделение на базе Министерства развития Северного Кавказа, которое могло бы сделать нормальный акселератор по Северному Кавказу. И уже с его помощью можно было бы выращивать нормальные эффективные проекты и доводить их до уровня инвестиционной привлекательности.