Транспортный коридор в Азию: почему для России важна трасса М12
СМИ узнали стоимость трассы из Казани в Екатеринбург (станет продолжением трассы М12). Проект обойдется государству почти в 500 млрд руб, пишет РБК.
Названная сумма – достаточно большая, но, скорее всего, смета проекта еще вырастет. С учетом того что будет создаваться так называемое кольцо, вопрос заключается в том, как оно будет устроено в дальнейшем. Изначально предполагалось проложить трассу до Казани с выходом на Екатеринбург, далее – Челябинск и Тюмень, где она закольцовывалась. Это классический маршрут на Китай, который предполагает усиление автодорожной составляющей. Кроме того, не стоит забывать, что было несколько вариантов маршрутов, был, например, так называемый Северный маршрут.
Понятно, что строить в рамках действующей инфраструктуры, с одной стороны, дороже, а с другой стороны, удобнее. Инфраструктура, которая будет выстраиваться у трасс, уже в общем-то существует. Дополнительной необходимости ее расширять нет. В принципе, это идея правильная, как и расширение скоростного диаметра в направлении Казани, Китая. Транзитные потоки будут увеличиваться, проблемы, связанные с водным перекрытием, могут расти, особенно на фоне перегруженности проливов уже сейчас. Создание транспортного коридора, проходящего через территорию РФ (особенно в рамках наших обязательств), было очень перспективным направлением. Это, во-первых, транзитный статус, во-вторых, дополнительные денежные средства, в-третьих, возможность повысить транспортную доступность в регионах, прежде всего тех, которые пересекает маршрут. С учетом того что любая инвестиция в инфраструктуру серьезно повышает конкурентоспособность, то есть прежде всего снижает сроки доставки, а следовательно, и себестоимость транспортировки, это может серьезно снизить издержки производителей.
Наконец, создание полноценного потока – это создание всей инфраструктуры рядом, которая будет его обеспечивать: стоянки, малый и средний бизнес, который занимается торговлей. Это достаточно эффективные решения, которые плюсом ко всему обеспечат большую связанность страны, особенно в тех регионах, которые будут находиться в рамках маршрута.
Касательно финансовой составляющей, вполне возможно, что на фоне пандемии смета может вырасти. Это прежде всего проблемы субъективного характера, которые обусловлены, например, доступом к трудовой миграции. У нас уже не хватает трудовых мигрантов, а в рамках крупных строительств, конечно, потребуется серьезное привлечение рабочей силы. Это первое, что может привести к росту стоимости проекта. Втрое – стройматериалы, которые в последнее время серьезно подорожали. С большой долей вероятности после восстановления экономики после коронакризиса предложение будет тоже восстанавливаться, как и насыщенность рынков (прежде всего Китая). С этой точки зрения цены вполне могут стабилизироваться в течение 1–2 лет. А проект как минимум рассчитан до 2024 года.
Плюс ко всему это рабочие места и загрузка российского стройсектора. У нас, в отличие от стран G20, очень большие проблемы с инфраструктурой. США, например, уже перемодернизировали свою, Байден сейчас принимает целый инфраструктурный план. Как показывает практика, даже в странах с модернизированной инфраструктурой инвестиции в нее становятся перспективными. У нас наблюдается недофинансированность в этой сфере, поэтому попытка государства вложить сюда деньги – очень правильное решение, особенно с учетом того, что субъекты Российской Федерации, которые тоже являются частью этого процесса, испытывают большие сложности на фоне пандемии. С этой точки зрения постановка сильного инвестиционного плеча – это в том числе поддержка инвестиций субъектов РФ, повышение связанности, экспортного потенциала регионов. Наконец, помимо всего прочего в перспективе, это и снижение себестоимости производства на фоне повышение товаропотоков между субъектами.
На первом этапе это, правда, будет связано с некоторыми ограничениями трафика, потому что трассы строятся частично в периметре уже существующих дорог. Но в конечном счете М12, М7 могут стать очень перспективным направлением, особенно если удастся удержать невысокий рост сметы и обеспечить своевременное выполнение проекта.