Трансформация корпоративного консенсуса в ХМАО: риски для Комаровой усиливаются
Благодаря нефтегазовому комплексу, который остается драйвером развития экономики, ХМАО – Югра воспринимается как уникальный регион. И это задает специфические критерии для оценки федеральным центром эффективности работы руководства округа.
Одним из таких специфических критериев становится обеспечение регионального контроля над ТЭК. От результата взаимодействия игроков в сложившейся системе во многом зависит эффективность управленческих и политических решений, а также развитие округа (в первую очередь социальная инфраструктура). Главным регулирующим центром этого взаимодействия становится глава региона.
Губернатор ХМАО Наталья Комарова с этой функцией еще недавно вполне справлялась. За два срока пребывания на посту губернатора (2010–2020-е) она сформировала пул игроков, опираясь на который, смогла обеспечить экономический рост и контроль над политическим пространством. Об эффективности работы выстроенной ею модели свидетельствует поддержка элитами «Большой Тюмени» и депутатами Думы Ханты-Мансийского автономного округа. Это позволило Комаровой вновь возглавить регион в 2020 году.
Более того, сформированный корпоративный консенсус был главным аргументом, который противопоставлялся периодически распространяющейся информации об отставке Комаровой в течение ее работы на посту губернатора региона. Корпоративный консенсус обеспечил главе региона поддержку ключевых экономических игроков и стал основой ее прочных управленческих позиций.
Угрозой выстроенному внутри Югры экономическому консенсусу, а также в определенной степени позициям Натальи Комаровой стали санкции. Несмотря на то что запрет на экспорт энергоносителей из России (кроме угля) не вошел в пятый пакет санкций Евросоюза, действуют новые санкции на поставку в Россию оборудования для переработки нефти и СПГ.
Новая тенденция, когда главы крупных компаний уходят в отставку из-за персональных санкций, проявилась в нефтяной отрасли. Так, основатель ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов покинул пост президента компании и вышел из совета директоров.
По итогам 2021 года компания ЛУКОЙЛ заняла третье место по добыче нефти на территории Югры – 14,9% (лидирующие места занимают компании «Роснефть» – 43,5% и «Сургутнефтегаз» – 20,3%). Именно эти игроки составляют основу корпоративного консенсуса в ХМАО, который поддерживался благодаря личному взаимодействию губернатора с руководством компаний. Это взаимодействие обеспечивало продвижение согласованных инициатив на федеральный уровень. Например, Алекперов предлагал президенту РФ Владимиру Путину провести в Когалыме совещание о развитии моногородов и взаимоотношениях между крупными корпорациями и властью. В этом контексте уход Алекперова – начало трансформации корпоративного консенсуса в ХМАО, которое создает необходимость более активной позиции управленческой команды округа.
Еще один значимый эффект от корпоративного консенсуса в ХМАО – социальные договоренности. Нефтяные корпорации ежегодно инвестируют значительные суммы в развитие инфраструктуры Югры и природоохранные мероприятия. Еще в марте Вагит Алекперов и Наталья Комарова подписали дополнительное соглашение о сотрудничестве на 2022 год, согласно которому размер социальных инвестиций компании в регионе должен составить 1,5 млрд рублей. Активное участие Алекперова в решении социальных вопросов воспринималось как гарантия реализации социальных договоренностей между округом и компанией. Уход Алекперова несет с собой значительные риски и возможность пересмотра социальных обязательств по отношению к ХМАО новым руководством компании.
Впрочем, риск пересмотра социальных обязательств связан не только с ЛУКОЙЛом и «личным фактором» его экс-главы. Риск возрастает и с появлением очевидных проблем в работе нефтегазового сектора. О прекращении инвестиций в Россию объявили четыре крупнейшие нефтесервисные компании (Schlumberger, Weatherford, Baker Hughes и Halliburton). Эти крупные международные компании занимают не более 20% нефтесервисного рынка, однако на их долю приходится почти половина программного обеспечения и операций в области нефтеотдачи. В ближайшие месяцы это не приведет к значительному снижению добычи, но в среднесрочной перспективе отсутствие современных технологий неизбежно повлияет на повышение себестоимости добычи и приведет к проблемам в освоении трудноизвлекаемых запасов. Проблемы с импортным оборудованием, а также трудности, связанные с изменением логистики экспортных поставок (необходимостью перенаправлять экспортные потоки на Восток), могут стать основной причиной для пересмотра нефтяными компаниями своих инвестиционных планов и социальных обязательств.
Сама по себе трансформация корпоративного консенсуса не является прямой актуальной угрозой для Натальи Комаровой. Однако замена игроков в сформировавшейся системе взаимодействия, неизбежный пересмотр правил игры могут рассматриваться как удачная возможность для более масштабного обновления, в том числе обновления главного регулирующего это взаимодействие центра. Начавшаяся трансформация позволяет взглянуть на проблемы ХМАО не только через призму личного взаимодействия и достигнутых договоренностей губернатора с нефтяными компаниями. Издержки политики экономического консенсуса превращаются в реальные риски для региональной системы власти.
Срок пребывания Комаровой на посту (она занимает свой пост с 2010 года), нерешенные социальные проблемы ХМАО (обманутые дольщики и аварийное жилье), а также периодические открытые конфликты с главами крупных городов округа – это постоянно действующие угрозы, которые теперь могут лишь обостриться. Кроме того, ощущение наиболее подходящего момента для обновления руководства округа, вызванное трансформацией корпоративного консенсуса, может способствовать активизации влиятельных федеральных лоббистских групп.