Строительство транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры рядом с новостройками поможет сократить миграционные оттоки
Первое, в чем мы влияем на инфраструктурное развитие страны, – это помогаем отвечать на вопрос, какую транспортную инфраструктуру и где строить, поскольку в последние годы мы являемся основными заказчиками мастер-планов. Это документ планирования, которым государство активно пользуется, он фактически объединяет генеральный план и стратегию экономического развития. Мы разработали уже порядка 45 таких документов для агломераций и городов. Инфраструктурные проекты – транспортные, инженерные и социальные – должны позволить изменить негативные тренды, которые у нас есть, особенно на Дальнем Востоке и в других регионах, где есть устойчивый миграционный отток. Если местные жители уезжают, то сложно реализовывать экономические проекты, потому что растут издержки на привлечение кадров.
Еще одно важное направление – стимулирование на муниципальном и региональном уровнях девелоперов вкладываться не только в возведение коробок здания, но и в сопутствующую инфраструктуру. Для этого мы с Минстроем рассчитываем индекс качества городской среды и меняем нормативную базу, на основе которой согласовываются проекты планировки в регионах, связанные с дополнительными требованиями по строительству транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры. То жилищное наследие, что создано за последние 10 лет, кроме улучшения квартирного вопроса, принесло людям и достаточно много неудовлетворенности инфраструктурой в жилых микрорайонах, потому что многие из этих районов под понятие комплексности не совсем подходят из-за отстающего состояния инфраструктуры.
Кроме того, чтобы ответить на вопросы, где и как надо строить, необходимо дать и финансовые механизмы. Ключевые из них – это инфраструктурные облигации, льготные и долгосрочные кредиты – в первую очередь девелоперам и региональным структурам. У нас мандат достаточно широкий. Например, мы финансируем строительство моста через Волгу в обход Тольятти, дороги Зеленогорск – Казань, развитие транспортной инфраструктуры на Сахалине.
Сейчас много внимания уделяется развитию общественного транспорта. Мы являемся соинвесторами через структурные облигации строительства скоростного трамвая в Санкт-Петербурге. Это первый в России, за исключением Москвы, пример строительства внеуличного скоростного транспорта на базе трамвайной сети.
Из выступления на экспертной сессии «Инфраструктурная политика: достижения новой России и вызовы будущего». Мероприятие провело Агентство политических и экономических коммуникаций в рамках международной выставки-форума «Россия».