Поддержка семей с детьми стала главной темой заседания рабочей группы Госсовета России по вопросам социальной политики. Мероприятие прошло в Уфе под председательством руководителя рабочей группы – губернатора Новгородской области Андрея Никитина.  По его мнению нужно прививать семейные ценности, используя для этого разные механизмы, например, ввести в школах специальный предмет, равняясь на опыт Республики Башкортостан, где в образовательных учреждениях детям преподается курс «Семьеведение».

Прививать любовь к семье и семейным традициям в рамках формализованного школьного предмета совершенно бессмысленно. Это все равно что прививать на таком уровне патриотизм – обычно это у нас делается через какие-то героические уроки. Встает вопрос: какого рода специалисты будут вести эти уроки? Какой-то преподаватель, допустим, биологии, или истории, или еще какого-нибудь предмета параллельно вот так запросто привьет ценности семьи своим ученикам? Это абсурдная идея, и никакого реального результата не будет.

Отношение к семье формируется именно в семье, и если ребенок до 15 лет наблюдал ужасную, допустим, картину взаимоотношений родителей или как минимум деструктивные отношения, то сколько ему ни говори на специальном уроке, что семья – это прекрасно, это не будет иметь никакого эффекта. Это во-первых. Во-вторых, важно понимать, что то, что сейчас происходит, – это глубокий культурологический процесс, и речь даже не об отношении к семье, а об отношении к себе. Раньше было принято так: исполнилось тебе 20–25 лет – и пора вступать в брак и рожать детей. Так считали абсолютное большинство людей. Сейчас парадигма отношения к жизни совершенно изменилась, и люди предпочитают саморазвитие, получение удовольствий. Люди и в 30, и в 35 лет говорят, что еще рано создавать семью. Поэтому повторю, что это более глубокий психологический слой, чем просто отношение к семье, это связано с общей концепцией отношения к жизни в нашем государстве.

Уверен, что в среднеазитских республиках, где в семьях шесть – восемь детей, никто никаких уроков на эту тему не проводит. Просто есть культурная традиция, в рамках которой люди смотрят на феномен семьи, и считается, что детей должно быть много. Реализовывать формальный подход через обучение в школе и думать, что это будет содействовать обретению семьи, семейных ценностей, – заблуждение. Вообще, это вопрос серьезный, тут нужен комплексный подход. Для того чтобы этот подход реализовывать, нужны глубокие научные исследования того, почему люди не вступают в брак, почему они стремятся создать семью в более старшем возрасте, в 35–40 лет. Когда мы ответим на эти вопросы, мы будем знать причины.

Когда мы проводили исследования, почему люди хотят только одного ребенка, абсолютное большинство отвечали, что хотели бы для своего ребенка все самое лучшее, а это можно обеспечить максимум одному ребенку, потому что все банально дорого. Общественная парадигма диктует высокий уровень потребления. Того, чего было достаточно для предыдущих поколений, даже сверхдостаточно, чтобы воспитать двоих-троих детей, настоящим уже не хватает. Параметры, задаваемые социумом, создают у людей впечатление, что они не смогут дать достаточного обеспечения своим детям, несмотря на то что фактически они это сделать смогут, но ориентируются на завышенные социальные стандарты.

Необходимы комплексные исследования, причем нужно не отталкиваться от мыслей чиновника, которому в голову пришла какая-то идея, а идти от потребностей и переживаний людей. Необходимо провести серьезные исследования, причем среди молодого поколения, которому как раз и предстоит вступать в брак, и мы узнаем, почему они так относятся к семейным ценностям, к институту семьи. Также важно работать с родителями, чтобы они понимали, какое негативное влияние могут оказывать на своих детей. Я, как практикующий психолог, часто слышу, как люди говорят: «Я насмотрелся на родителей, и мне пока семьи не хочется». Представления о семье складываются в родительской семье, и если там происходило много деструктивного, то часто повзрослевший ребенок думает: «Да, может быть, семья нужна, но пусть она будет чем позже, тем лучше», а к семье относится как некоторому обременению. Люди идут туда, где хорошо, и не идут туда, где плохо. Если бы у людей было ощущение, что семья – это хорошо, то никого не надо было бы агитировать. Сейчас у молодого поколения взгляд на семью как на массу обязанностей, проблем, без очевидной позитивности этого института.

Я думаю, что государство должно начать активно влиять на внутреннюю политику, связанную с межличностными отношениями и ценностями. Социальные ценности формируют разные люди, в том числе и маргинального типа. У нас сейчас герои дня – люди, которые ничего не создают. Например, есть такой субъект социума – светская львица. Они становятся источниками новостей, комментируют происходящее, они – в заголовках СМИ, люди, которые не создают никаких ценностей для общества, но формируют эмоциональные ценности, некие установки.

Государству пора вести такую политику, которая демонстрировала бы уважение к людям, которые не являются, возможно, богатыми, но содержательны по своим делам, достижениям общественного характера. Сейчас же все становится примитивным – в том смысле, что успех человека измеряется только одним – его материальным положением. Это демонстрируется публикацией разных рейтингов, количеством машин, площадью домов. Мы не заметили, что целевой установкой стало достижение максимального материального благополучия, а единственная конкуренция с окружающими происходит в сфере материальных вещей, причем это начинается еще в школе. Я много раз слышал, как родители удовлетворенно спрашивают ребенка: «Больше ни у кого в школе такого гаджета нет?»

Почему я это упоминаю в контексте семьи? Какая может быть семья, если, вступая в брак, молодой человек понимает, что лишает себя возможности участвовать в этой конкуренции, навязанной обществу, потому что придется тратить деньги на ребенка, придется себе в чем-то отказывать? Общество ему диктует каждый день, что главные ценности – это то, на каком курорте ты будешь отдыхать и какого размера твой автомобиль. Надо начать с ответа на вопрос, для чего сейчас живет человек в России. Судя по стереотипам социума, повторюсь, он живет для того, чтобы хорошо питаться, хорошо отдыхать, жить в большом доме, ездить на дорогом автомобиле. Если мы будем исходить из того, что это – главные ценности, то мы будем получать на выходе то, что получаем: человек с удовольствием женится лишь в том случае, если его возлюбленная – дочь миллиардера. Тогда – да, тогда семья будет создаваться, во всех остальных случаях она из ценностей исключается.

Нужно менять государственную концепцию, государственную и общественную политику, и не только в отношении семьи, а вообще в отношении ценностно-смысловых ориентаций всего населения. Ради чего живут люди? Кто герои нынешнего поколения? Кто или что является главным нравственным ориентиром? Я не вижу рейтингов самых благородных поступков, я не вижу вручения наград людям, которые, допустим, создают и поддерживают приюты, поддерживают детей-инвалидов, если этим не занимается какая-то публичная личность. Обычных людей, занимающихся благотворительностью, в лучшем случае считают странными.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: