Спасти региональные театры: нужно подумать над распределением творческих кадров


Я очень много езжу по стране и вижу театры как в очень хорошем состоянии, так и запущенные, причем я имею в виду не только здания и помещения, но и качество контента таких учреждений: спектакли, концерты, солисты. Оптимизация театров, о которой говорил президент, для таких учреждений сейчас актуальна. Единственное опасение касается того, чтобы не превратили все в монополии: не первый раз предпринимаются попытки все объединить, создать управляемые одной группой лиц объединения театров, своеобразные кластеры и тому подобное. Но в целом идея оптимизации хорошая. Это мы видим на примере Мариинского театра, где уже больше семи сцен, труппы обмениваются артистами, выступают не только на сцене в Санкт-Петербурге, но и на приморской, самарской сценах, то есть опыт интересный. Однако нужно, конечно, внимательно относиться к таким инициативам.

Хотя и говорят, что театр начинается с вешалки, но его истоки – это образование артистов. В настоящее время, на мой взгляд, имеет место пробел в части качества образования артистов: не во всех регионах оно соответствующее, например, если брать жанр оперы, который является достаточно сложным. В то же время сегодня нет распределения творческих кадров по регионам, как это было в советское время, что являлось большим плюсом. Если бы возродить эту систему распределения, то мы, возможно, и спасли бы региональные театры. Например, подумать над тем, чтобы отправлять артистов из петербургской и московской консерваторий в региональные театры, филармонии. Таким образом можно было бы поднять уровень культурных учреждений в стране и в то же время решить такую актуальную сейчас проблему, как творческая реализация молодежи, потому что, к примеру, в Санкт-Петербурге, по моим исследованиям, выпускаются около 600 музыкантов ежегодно. В итоге многие из них остаются без работы, потому что театры могут в лучшем случае принять 20–30 человек. То есть в основном выпускники остаются за порогом профессии и занимаются смежной деятельностью. Эта проблема очень актуальна для Москвы и Санкт-Петербурга.

Региональным театрам, которые нуждаются в повышении уровня и качества своих творческих коллективов, оптимизация пошла бы на пользу. Кроме того, нашим театрам нужно работать над наполняемостью залов, продажей билетов: сейчас очень мало хороших театральных менеджеров, которые умеют продавать и привлекать зрителей. Понятно, что Мариинка, Большой театр всегда заполнены, билеты в них не достать, но в регионах все хуже, поэтому региональные театры, конечно, нельзя уничтожать, напротив, им нужно помочь, в том числе с продажей билетов, привлечением публики. Возможно, для этого в регионы нужно направить эффективных менеджеров и опробовать петербургские и московские методики там. Но главное, к оптимизации нужно подходить с умом, чтобы не уничтожить культуру в регионах, которая создавалась годами, а ведь в некоторых регионах она гораздо богаче, чем в Санкт-Петербурге и Москве.

 

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: