Снижение цен и рост бюджетов: позитивные тренды кампании-2022


Выборы 2022 года проходили в уникальной экономической ситуации. Можно назвать целый ряд параметров, которые в нашей экономике ранее не фиксировались. Партия власти сумела поймать два позитивных тренда. С одной стороны, в 2022 год мы вступили с благоприятными показателями для региональных бюджетов в целом, для российского бюджета. За январь рост доходов бюджетов составил +40% – такого не было никогда. И неизвестно, когда еще будет.

По итогам полугодия рост региональных бюджетов составил около четверти. Он был обеспечен притоком налога на прибыль, но, что интересно, и поступления по НДФЛ выросли на 13%. И в этих условиях самочувствие граждан в плане доходов росло. То же можно сказать по социальным платежам. Тренд позитивного финансового роста, в который страна вошла в начале года, продолжился инерционно до летних месяцев, он, очевидно, был пойман.

Но был и второй, не менее интересный тренд, когда после весеннего кризисного, шокового явления пошли позитивные тенденции. В летние месяцы у нас наблюдалась дефляция: не рост цен, а их снижение. И на фоне того, что годовые показатели инфляции будут максимальными, то, что в летние месяцы цены не росли, – это интересное явление.

То есть мы наблюдали сверхдоходы по бюджету, отсутствие роста цен – и пока еще наблюдаем исторический минимум по безработице. Спрашивается, на фоне этих параметров может ли быть что-то негативное по отношению к действующей власти со стороны избирателя? Были все параметры для того, чтобы все действующие губернаторы получили поддержку в первом туре.

Второе, что не было отмечено, – это особый интерес со стороны руководства «Единой России»\ к выборам в регионах. В 2022 году оформилась такая тенденция: была прямая поддержка со стороны федерального центра не в виде материальных благ, а в виде своего присутствия в регионах. Я не помню, чтобы президент накануне выборов ехал в регион, где избирался губернатор. А в этом году это было. И действия со стороны правительства тоже были очень активны. То есть мы получили фактически новый институт – поручение председателя правительства по итогам его визитов в субъекты. Они носят супердетализированный характер и направлены на проблемы, которые могут быть решены только с участием высшего руководства.

Я также попытался выявить, насколько поддержка регионов, где идут выборы губернаторов, была выше, чем в других субъектах. Я делаю это по своей методике, суть ее в сравнении трансфертов и дотаций за последние 5–10 лет. И в этом году произошла удивительная вещь: те 15 регионов, где проходили выборы губернаторов, ничем не отличались финансово от своих традиционных, прошлогодних показателей.

Сказать, что их заливали деньгами и федерального бюджета, нельзя, в отличие от ситуации, которую мы наблюдали в прошлые годы. И это тоже интересная новая вещь. Возможно, она связана с тем, что в регионах сложилась ситуация собственного достатка. Никогда такого не было, как летом (на состояние 1 июля), чтобы суммарный профицит региональных бюджетов составил 1,2 трлн рублей. В новейшей истории такого не было. Это огромные свободные финансовые ресурсы, которые не успели потратиться.

Среди предвыборных регионов оказалось несколько таких, которые не отличились позитивными параметрами бюджета. В Калининградской области не было роста, был минус. Удмуртия и Владимирская область были в нижней десятке по приростам бюджета. Как удалось этим регионам без федеральной поддержки поймать позитивные настроения – вопрос для анализа.

Из выступления на заседании клуба «Регион».

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: