Сложности развития: регионам требуется комплексная программа устройства городов
Владимир Путин в ходе своего выступления на Московском урбанистическом форуме заявил, что обязательным условием развития российского урбанизма должно стать внедрение технологий защиты окружающей среды, пишет РИА Новости. По словам президента, современный город для людей – это прежде всего город экологического благополучия, без свалок, с чистыми воздухом и водой.
В данном случае понятие «экология» нужно воспринимать шире, не просто как чистый воздух, обилие животных и растений, а как систему устойчивого развития среды. Это касается и развития пространства, и социума. Потому что вопрос экологии заключается и в том, чтобы был сбалансированный социальный состав, то есть не было бы отдельных районов для бедных и богатых. Соответственно, эти аспекты должны сочетаться через призму пространства.
Если размышлять о вопросах городской экологии без привязки к конкретному региону, то первый вопрос, который стоит на повестке дня, – это проблема экологичности через оптимизацию пространственной структуры города за счет снижения транспортной нагрузки на экологию. То есть стоит вопрос о необходимости регулирования городской среды таким образом, чтобы не заставлять людей излишне много пользоваться транспортом, ездить на машине на большие расстояния. Потому что основная экологическая проблема практически в каждом крупном мегаполисе – это проблема городской среды, вызванная излишними перемещениями. Не только в силу того, что это занимает много времени, но и потому, что вносит неблагоприятный вклад в качество атмосферы из-за выбросов транспорта. В этом плане у российских городов есть неоспоримые достоинства, потому что они до резкого взрыва автомобилизации развивались в ключе компактности, в отличие от городов англосаксонских, ориентированных на использование авто. Но взрыв автомобилизации у нас тоже происходит, кроме того, идет нерациональное распределение городских структур. Причем если в западных странах и Америке идет превентивное финансирование развития инфраструктуры, условно говоря, строительство идет там, где уже есть дороги и коммуникации, то в нашей стране все происходит в обратной последовательности.
Кроме того, возведение городской агломерации привязано зачастую не к строительству малоэтажных зданий в пригородных зонах, а к появлению многоэтажных построек. То есть получаются многоквартирные низкокачественные пригородные зоны, которые выходят за границы исторически сложившихся городов. Исходя из этого, задачей, которую необходимо отрегулировать в российских городах, должен стать переход, во-первых, от экстенсивной модели развития территорий к интенсивной, во-вторых, от так называемого greenfield development на свободных зеленых территориях (развитие незастроенной территории – прим. ред.) к brownfield (то есть к перестройке уже застроенных территорий, которые износились или используются неэффективно). Таким образом происходит более компактное распределение ресурсов, и в результате сокращаются выхлопы в атмосферу, то есть идет снижение вредного воздействия городской среды.