Система допобразования деградировала, ее необходимо перезапустить
Председатель Совфеда Валентина Матвиенко предложила губернатору Челябинской области Алексею Текслеру сделать Южный Урал пилотным регионом в разработке системы персонифицированного учета посещающих кружки и спортшколы ребят, чтобы узнать, сколько детей на самом деле, а не по бумагам охватывает сфера дополнительного образования.
Стоит отметить, что в последнее время у губернатора Алексея Текслера и Челябинской области сложились особые отношения с Совфедом в лице прежде всего Валентины Матвиенко. С одной стороны, она уделяет пристальное внимание региону, отслеживая все, что в нем происходит, причем от широкого круга социальных проблем до совершенно конкретных проблем общественного транспорта в областном центре, связанных с маршрутками. С другой стороны, она не только рассматривает проблемы, но и изучает методы их решения, а затем пытается распространить удачный опыт на другие регионы.
Что касается самого пилотного проекта, то государство выяснило, что с молодежью происходит что-то не то. Молодые люди профориентированы непонятно куда, а уровень педагогической работы и прежде всего воспитательной явно неудовлетворительный. Это общая проблема. Кроме того, большое число молодежи участвует в протестных акциях. А еще, может, наконец-то до властей начала доходить мысль Отто фон Бисмарка о том, что много платить в государстве нужно всего двум категориям людей: военным и учителям. На мой взгляд, учитель – одна из самых главных профессий в государстве. Поэтому, естественно, встал вопрос дополнительного образования. В советское время у нас была великолепная система дополнительного образования, одна из лучших в мире, с широчайшим вовлечением детей. Помню, например, что у меня не было знакомых, которые не посещали какие-то кружки.
Дополнительное образование выполняет несколько главных функций. Во-первых, психологическую. Без увлечения чем-то в детстве, юности полноценной личности быть не может. Во-вторых, педагогическую. Как бы то ни было, допобразование уводит человека от уличных ценностей, от антисоциальных норм к каким-то другим, правильным. Более того, допобразование в большей мере выполняет воспитательную функцию, чем стандартное, потому что дети идут туда, желая чем-то заниматься, они открыты для того, чтобы впитывать от педагога информацию. К сожалению, эта система деградировала, поэтому ее необходимо реорганизовать и вновь запустить. Отсюда последовательные шаги, первый из которых – аудит, и Челябинская область в этом станет пилотным регионом. Дальше надо проводить исследование рынка, того, что хотят дети, что им интересно. Это отдельный и очень важный проект. Потом это накладывается на нужды государства и общества. Затем составляются планы и реализуются. Надеюсь, что Челябинская область будет выбрана пилотной для всех перечисленных шагов. Это для будущего нашего региона значительно важнее, чем все металлургические предприятия, вместе взятые. Богатство региона – кадровый потенциал.