Тренд на интеграцию силовиков в гражданскую власть с той или иной степенью интенсивности наблюдается с момента прихода на должность президента РФ Владимира Путина. Однако, я бы не назвал этот тренд ни всеобъемлющим (с количественной точки зрения), ни всепоглощающим (с содержательной).

Выходцы из силовых структур, конечно, стали гораздо активнее занимать гражданские управленческие должности в последние полтора десятка с лишним лет, но «силовой призыв» сильно различается в ведомственном и региональном измерении. Скажем, первые полпреды президента РФ в федеральных округах, решающие сложную задачу быстрой правовой и административной реинтеграции страны, были почти все силовики. Но по мере решения основной задачи кадровая ситуация здесь стала меняться. Сегодня пул полпредов гораздо разнообразней в смысле их принадлежности к той или иной социально-профессиональной среде, из которой они вышли.

В региональных и муниципальных органах власти ситуация еще многогранней. В начале 2000-х годов на волне настроений по наведению порядка немало силовых губернаторов и мэров пришли к власти в результате выборов. Затем по мере отмены выборов глав регионов и сворачивания выборности глав городов, тенденция ослабла, хотя и не исчезла полностью. Сегодня она сильно зависит от специфики территории, ведомства, наличия заслуженных претендентов на назначение из силовиков и иных факторов.
Но даже учитывая посткрымский консенсус и принципиально новую роль геополитики во внутриполитических делах, атмосферу, которая располагает к существенному росту влияния выходцев из силовых структур в федеральной и региональной политике, верховная власть ведет себя весьма прагматично. Бывшие силовики остаются только третьей по доле представителей на ключевых управленческих позициях группой после политико-административной и хозяйственно-экономической. Кроме того, за полтора десятка лет почти никому из силовиков не удалось стать успешным региональным руководителем, особенно, если речь идет о способности к эффективному управлению региональной экономикой.
Заметно поубавилось в этом смысле восторгов и у населения – немалая часть граждан в тех регионах, где поуправляли генералы, разочаровалась в их возможностях обеспечить должный хозяйственный рост. Конечно, общая атмосфера бюрократизации управления и общественного сектора, мобилизационная риторика и выдвижение на первый план вопросов обеспечения обороны и безопасности играют в пользу рекрутирования бывших силовиков на управленческие позиции. Исполнительность и умение выполнять приказы, не заморачиваясь на рефлексию — важные качества в сегодняшней системе. Но только на них эффективного управления, способного оживить экономику, не построишь. Кадровая смена летом этого года в Севастополе главы города — адмирала на молодого эффективного менеджера, имевшая весьма забавное продолжение в Калининградской области, где свеженазначенный исполняющий обязанности руководителя региона — бывший силовик не протянул на должности и квартала, очень показательны.
Поскольку главным противоречием кадровой политики в российском госуправлении в ближайшей перспективе будет конфликт между лояльностью и компетентностью, дискуссии вокруг периодических призывов на те или иные участки во власть бывших силовиков и их управленческой состоятельности нам гарантированы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: