Северный широтный ход: акценты Путина и фактор Артюхова


Президент России Владимир Путин определяет несколько важных акцентов развития Арктической зоны: Северный морской путь, импортозамещение и локализация производства оборудования для арктических портов и терминалов, сохранение биоразнообразия и арктических экосистем. При этом неотъемлемая часть освоения ресурсов макрорегиона – развитие транспортных коридоров. Важнейший из них – железнодорожный Северный широтный ход.

Северный широтный ход (СШХ) – проект железной дороги длиной 707 км, которая должна соединить Северную и Свердловскую железные дороги, а также западную и восточную части ЯНАО, обеспечив возможность вывозить грузы с новых месторождений в северных районах полуострова Ямал.

Поручение Владимира Путина начать активное строительство СШХ уже в 2022 году имеет два следствия. Первое – это пресечение слухов о заморозке проекта, второе – сигнал крупным экономическим игрокам о необходимости оперативной консолидации для реализации проекта.

Упоминание президентом в прошлогоднем послании парламенту значимости СШХ возродило проект. Однако новые экономические вызовы дали основания для сомнений по поводу финансовых возможностей реализации проекта: дефицит финансирования оценивался влиятельными экспертами более чем в 300 млрд рублей. Впрочем, заместитель главы Минэкономразвития Илья Торосов эту оценку не подтвердил. Выступление президента поставило точку в этом вопросе: проекту быть. Важный аспект – прямое поручение компаниям, задействованным в проекте, адресованное прежде всего РЖД и «Газпрому». Это явно должно ускорить процесс.

СШХ должен повлиять не только на темпы развития Арктики. Регион-бенефициар – Ямало-Ненецкий автономный округ, который непосредственно участвует в реализации проекта. Ожидается, что запуск новой железной дороги позволит создать рабочие места на самой железной магистрали, а также на новых месторождениях. Кроме того, это существенный вклад в решение транспортного вопроса Ямала: благодаря новой дороге будет обеспечена круглогодичная связь основных городов и населенных пунктов округа. Значимость СШХ для решения задач ЯНАО – это существенный фактор значительной активности менеджмента региона и лично губернатора Дмитрия Артюхова в подготовке и продвижении проекта на федеральном уровне.

Несмотря на то что СШХ – крупный федеральный проект, ЯНАО непосредственно участвует в его реализации. В ведении властей Ямала находится ключевой участок СШХ – мост через реку Обь. Это определяет роль правительства ЯНАО в реализации всего проекта. Активность губернатора ЯНАО Дмитрия Артюхова стала катализатором в принятии решения по строительству моста через реку Обь, да и по проекту СШХ в целом.

Ближе всех к цели. Идея строительства перехода через реку Обь не нова. Попытки ее реализовать предпринимались уже в 2006 году (рассматривались несколько проектов), в 2013-м проект дорабатывался. В 2016-м строительство мостового перехода как стратегического объекта было объявлено приоритетным с финансированием из федерального бюджета. Однако определенных сроков обозначено не было. Новый импульс строительству перехода дал губернатор Дмитрий Артюхов. Встречу президента с главой ЯНАО в 2018 году можно назвать точкой отсчета нового этапа продвижения проекта СШХ и строительства моста в частности. Имеющийся сейчас у властей ЯНАО инструмент (инфраструктурный кредит) и названная президентом дата начала строительства позволяют предположить, что Дмитрий Артюхов оказался успешнее предшественников в продвижении и реализации проекта.

Эффективный лоббист. Заявление президента Владимира Путина в 2021 году о необходимости реализации СШХ открыло для правительства ЯНАО новое окно возможностей, которым власти региона эффективно воспользовались. В течение 2021 года под контролем Дмитрия Артюхова проходило проектирование мостового перехода; дважды глава региона представлял модель железнодорожной магистрали на заседании штаба под руководством вице-премьера Марата Хуснуллина. Результатом стало утверждение заявки ЯНАО на инфраструктурный кредит в 50 млрд рублей на строительство СШХ.

Инфраструктурный кредит – оценка эффективности управления в ЯНАО. Изначально СШХ был определен как пилотный проект для нового инструмента – инфраструктурного кредита. То, что ЯНАО оказался в числе первых регионов, которым правительство оказалось готово предоставить такую поддержку, свидетельствует о высокой оценке эффективности управления в округе. На возможность региона получить инфраструктурный кредит влияет ответственная финансовая политика, которая основана на последовательном сокращении задолженности. Одобрение ЯНАО крупного инфраструктурного кредита – это высокая оценка качества управления в регионе федеральным центром.

Рост влияния на федеральном уровне. 2021 год стал для Дмитрия Артюхова годом укрепления позиций. Во многом это связано с продвижением проекта СШХ, но не только с этим. По итогам 2021 года Ямал возглавил рейтинг социально-экономического положения регионов; регион можно считать лидером по расширению федеральных мер поддержки. Например, региональный маткапитал ЯНАО самый большой среди субъектов (500 тыс. рублей). Первые позиции в федеральных рейтингах, а также позитивные региональные практики укрепляют имидж Ямала и его главы. Еще одним подтверждением высокой оценки федеральным центром региональных практик Ямала и современного стиля управления Дмитрия Артюхова стало назначение губернатора ЯНАО главой комиссии Госсовета по молодежной политике. Включение Дмитрия Артюхова в состав президиума Госсовета предоставляет округу дополнительные возможности для продвижения региональных инициатив.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: