Самовыдвижение губернаторов: технологические преимущества и идеологическое оправдание


Больше половины губернаторов, которым предстоит избираться в сентябре, пойдут на выборы от «Единой России». Тем не менее количество самовыдвиженцев обещает быть беспрецедентно высоким, сообщает «Коммерсантъ«.

Тренд на самовыдвижение не нов, кандидаты на избираемые посты уже достаточно давно по самым разным причинам дистанцируются от тех или иных политических партий. Обычно СМИ интересуют случаи, когда провластный кандидат не желает идти от партии власти, что выглядит как своего рода шизофрения. Но у такой практики есть определенные технологические преимущества и идеологическое оправдание. Во-первых, технически выгоднее не позиционировать кандидата под непопулярным брендом. Во-вторых, кандидат от власти, даже дистанцировавшись от «Единой России», как правило, не теряет ее поддержки, а если на месте существует эффективная партийная машина, что отнюдь не везде, то он, очевидно, может на нее опереться. В-третьих, кандидаты на избираемые должности стремятся выйти за рамки партийного электората и претендуют на роль своего рода catch-all-кандидатов с претензией на выражение политической воли всех «крымчан», «свердловчан» или «череповчан». Это самое распространенное объяснение на местах в случае самовыдвижения или выдвижения от «трудовых коллективов».

В последнее время к этим трем факторам добавляется еще один: изменение политической роли избранного главы региона или города. Очевидный тренд на деполитизацию выборных должностей, превращение их из политиков в эффективных менеджеров также не добавляет оснований для партийного выдвижения. Политика в большей степени концентрируется в легислатурах, а не в правительстве региона. В этом отношении региональные структуры, по сути, копируют федеральную вертикаль.

Я не вижу какой-то особенной проблемы в том, что число самовыдвиженцев растет или остается высоким. В конечном итоге на выборах мэров и губернаторов люди ориентируются на качества человека, а не на его партийную принадлежность, которая чаще всего формальна. К тому же региональная повестка чаще всего не носит политический характер, поскольку жизнь в регионах по большей части определяется кланами и группами влияния, которые в общем и целом не состоят в партиях, а лишь используют партийные бренды как своего рода франшизы.

«Единая Россия», конечно, несет имиджевые потери в связи с тем, что самовыдвиженцы от власти не используют ее бренд. Популярный кандидат мог бы поднять престиж партии.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: