Самарская промышленность: работа предприятий после перехода в российскую юрисдикцию и поддержка региона
Губернатор Самарской области Дмитрий Азаров отметил качественно новый уровень развития предприятий региона, вышедших из-под иностранного управления. Сразу пять крупных ведущих компаний – АО «АвтоВАЗ», АО «ГК «Электрощит» – ТМ Самара», АО «Самарский металлургический завод», АО «ПЭС/СКК» и ООО «Роберт Бош Самара» – из-за санкционного давления со стороны недружественных стран перешли в российскую юрисдикцию.
Это однозначно делает регион привлекательнее. 24 февраля прошлого года показало, что невыполнение контрактов, если речь идет о производственной политике промышленных предприятий, – это норма для западных компаний. И сегодня, когда перешли на работу в сфере российского законодательства, мы от этого застрахованы – не только производители, но и потребители. Когда из учредителей на законных основаниях вышли и продали свои доли западные владельцы, мы увидели тренд развития наших предприятий, который можно реализовать своими силами. Зачастую формировался список западных комплектующих, а когда нам перекрыли к ним доступ, мы поняли, что не можем выпускать свою технику, если в ней присутствует более 30% иностранных комплектующих. А внутреннюю политику определяли именно учредители. И сегодня, когда производство встало на российские рельсы, мы понимаем, что можем обеспечить состояние агрегата из отечественных комплектующих и можем дать возможность зарабатывать в этой сфере российским предприятиям. Это во-первых. А во-вторых, мы можем гарантировать, что не будем срывать поставки нашей готовой продукции. Поэтому российская юрисдикция и прозрачность правил играют на нас.
Хочу отметить и систему налогообложения. Налоги в таком случае остаются в нашей стране и идут на поддержку в том числе и социальной сферы. Это большой плюс. А то, что инвестиционный климат, на мой взгляд, стал более привлекательным, связано с тем, что мы подстраховались от возможности производственного дефолта. Люди стали вкладываться в акции производственных предприятий, и в Самарской области это видно. А рынок потребления, если говорить об автомобилях или самолетной продукции, глобальный.
Думаю, у завода «АвтоВАЗ» пакет заказов расписан на долгое время вперед. И тот факт, что поставщики теперь будут в большей степени российские, может повлиять на стабилизацию цен, а в лучшем случае даже на снижение. Это было бы неплохо. Инициатива пересадить госорганы власти на машины отечественного производства, о которой говорил наш президент, правильная. Это будет еще и определенным кордоном контроля – наши машины должны быть качественными.
Сегодня, когда мы распоряжаемся нашей частью налогооблагаемой базы в субъекте, мы крайне заинтересованы, чтобы у нас в регионе были локализованы высокодоходные, маржинальные предприятия. Самарская область всегда была индустриальным центром. Автомобильное производство, автомобильные комплектующие, производство ракетоносителей – это высокодоходные вещи. Чем больше производств мы принесем в регион, тем больше у нас ребят останется на предприятиях после окончания вузов и техникумов, а значит, больше будет создаваться семей и рождаться в регионе детей. Потому что одно другое тянет. И то, что самарский губернатор Дмитрий Азаров все эти процессы – производственные, социальные, демографические – рассматривает как совокупную систему, говорит о том, насколько он видит вперед и прогнозирует. У нас и кампус, и развитие научно-образовательных центров, и развитие производства – все это ведет к тому, что линейка полностью заполнена: от студенческой скамьи до инженерии и производства продукции, которая крайне востребована на территории Российской Федерации (а это деньги, высокие зарплаты и выполнение всех социальных обязательств со стороны госорганов власти).