России необходима реализация проектов Северного широтного хода и Белкомура
Что касается подводящей инфраструктуры к морским портам по бассейнам, то самый крупный морской бассейн РФ – Азово-Черноморский. За 10 месяцев показатель составил 251,3 млн т. Грузооборот увеличился на 17,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – это очень серьезный показатель. Вторым по мощностям остается Балтийский бассейн – это 208,8 млн т. Они тоже смогли нарастить грузооборот на 2,5%. То есть здесь работает подводящая инфраструктура.
В морских портах Дальневосточного бассейна грузооборот вырос на 5,7% и составил 200,9 млн т. Это их средние темпы прироста. Поэтому, когда говорят, что произошла революция и Дальний Восток сделал огромный шаг вперед, – нет, они спокойно наращивают 5–6% в год.
Считаю необходимой реализацию проекта Северного широтного хода. Как Севморпуть может развиваться, если его порты не имеют железнодорожных подходов? СШХ дает возможность вывозить грузы из тех портов.
Но есть и еще одна важная железная дорога, о которой много говорят, но которая не реализуется, – это Белкомур. Важно возить грузы сразу в Мурманск и Архангельск, обходя Москву.
Еще хотел бы обратить внимание на то, что у нас есть два независимых бассейна, которые не являются ограничиваемыми со стороны наших друзей и партнеров. Это Северный – Мурманск – с него, пожалуйста, выходи на северные моря, обходи Скандинавию и иди куда надо, и Дальневосточный. Балтика сейчас, к сожалению, становится проблематичным «озером». Черноморский бассейн очень хороший, но надо ждать, когда Турция достроит канал «Стамбул». Тогда будет совершенно другая геополитическая игра, потому что загонят все торговые и коммерческие суда в этот канал – и там уже оплата будет будь здоров. И здесь в перспективе могут быть кисловатые позиции.
Из выступления на экспертной сессии «Инфраструктурная политика: достижения новой России и вызовы будущего». Мероприятие провело Агентство политических и экономических коммуникаций в рамках международной выставки-форума «Россия».