Проект создания высокоскоростной магистрали (ВСМ) между Москвой и Санкт-Петербургом поддержал президент РФ Владимир Путин, пишет издание «Ведомости». Это стало ответом главы государства на соответствующую просьбу врио губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова и гендиректора РЖД Олега Белозерова. По некоторым данным, стоимость строительства ВСМ может превысить 1 трлн рублей. В результате время в пути между городами сократится до двух часов, а пассажиропоток увеличится с 11 млн до 33 млн человек в год.

Есть три концепции развития инфраструктуры. Первая – та, которой мы довольно упорно следуем, когда идет развязка каких-то политически значимых точек, какие-то политически значимые проекты, а вслед за ними идут инфраструктурные решения. Это, соответственно, Крымский мост, инфраструктура Сочи при подготовке к Олимпиаде, инфраструктура Владивостока при подготовке к саммиту АТЭС и прочее. В данном случае ВСМ Москва – Петербург немного выбивается из этой логики, потому никаких значимых политических событий вроде бы не ожидается. Первый подход такой. Это очень затратные, короткие относительно всей инфраструктуры России участки пути, но они очень политически значимы.

Второй подход – решение проблем связанности в европейской части России. Здесь рассматривалось три основных маршрута: Москва – Казань, Москва – Петербург и Москва – Краснодар с выходом на Сочи. Считается, что сочинская «Ласточка» практически до Туапсе дошла, и остается два участка – Москва – Краснодар и Краснодар – Туапсе. И это решение соответствует второму подходу, когда мы в европейской части России проложим три быстрые магистрали и таким образом ускорим здесь перемещение, сообщение.

Третий подход – рассмотрение всех этих дорожных проектов в рамках концепции «Один поезд – один путь» (китайский Шелковый путь). Если исходить из этого третьего подхода, то Москва – Казань и Москва – Краснодар не очень важны, а Москва – Петербург – очень значимая дорога, потому что самые быстрые перемещения относительно морского пути – это Владивосток – Санкт-Петербург. То есть контейнерам, которые будут загружаться в Находке, нужно будет дать выход до Северной столицы, чтобы через Петербург и Балтику эти контейнеры шли в Европу. Для Китая этот участок дороги более важен, чем Москва – Казань и Москва – Краснодар.

Если исходить из всех трех концепций, то строительство высокоскоростной магистрали от Москвы до Санкт-Петербурга первой идее не соответствует, а вот второй и третьей – напротив. Плюс с экономической точки зрения перемещения Москва – Петербург самые массовые. Это безо всяких исследований понятно. Поэтому окупаться проект будет значительно быстрее, чем Москва – Казань или даже Москва – Краснодар, потому что это круглогодичные перемещения. Что касается затратного компонента – 1 трлн рублей, то мы уже привыкли, что в правительстве мыслят триллионами; миллиарды, десятки миллиардов уже не играют никакой роли. И выбор маршрута Москва – Петербург считаю самым разумным.

Send with Telegram
bookmark icon