Реновация по-челябински: как региональный закон решит проблему ветхого и аварийного жилья
Комитет Заксобрания Челябинской области по строительной политике одобрил проект закона «О комплексном развитии территории». Он предусматривает возможность принимать специальные программы сноса и реконструкции не только ветхих и аварийных домов, но и жилых и нежилых помещений, не признанных таковыми, для последующей застройки.
Идея закона о комплексном развитии территорий, безусловно, интересная. Она даст Челябинску стимул не наступать на те же грабли, последствия которых властям придется преодолевать еще не один год. Речь о бездумном строительстве жилых микрорайонов на окраинах без обеспечения новых домов транспортной и социальной инфраструктурой.
Ситуация с ветхим и аварийным жильем в Челябинской области достаточно острая, особенно на некоторых территориях, но при этом она активно решается властями. Губернатор Алексей Текслер уделяет теме огромное внимание, и необходимо отметить, что переселение людей из ветхих домов идет с опережением плана. Глава региона энергично лоббирует на федеральном уровне ускорение выделения федеральных средств на эти цели. Он заверил, что область готова реализовывать программы переселения еще более ускоренными темпами.
Закон о комплексном развитии территорий, насколько я понимаю, призван решить проблему ликвидации ветхого и аварийного жилья с двух сторон. Свои усилия по-прежнему будет прилагать государство, продолжая федеральные программы переселения. Второй путь – привлечение в эту сферу частных капиталов.
Оппозиция, выступающая против законопроекта, приводит два вполне здравых аргумента, которые при его реализации обязательно нужно учесть. Первая проблема: как привлечь инвесторов к обновлению жилищного фонда? Здесь властям придется очень серьезно поработать. Учитывая положительный опыт по привлечению инвестиций в бизнес в Челябинской области, относительно развития ситуации я бы дала сдержанно положительный прогноз. Сдержанно, поскольку сфера жилищного строительства тесно связана с личными интересами людей и на нее влияет гораздо больше различных факторов, чем на развитие локальных бизнес-проектов.
Вторая проблема – во-первых, необходимость гарантий для собственников жилья по сохранению их квадратных метров и денег, во-вторых, контроль качества нового жилья. В данном случае мои прогнозы менее оптимистичны. Главное требование для реализации проектов – согласие двух третей собственников квартир в домах, входящих в территорию комплексного развития. Достаточно вспомнить любой пример принятия какого-либо решения жителями хотя бы одного многоквартирного дома, чтобы понять: процесс будет нелегким. Здесь открывается необъятный простор для различного рода злоупотреблений, последствия которых также придется преодолевать властям.
Поскольку большинство в региональном парламенте представляет все же не оппозиция, закон о комплексном развитии территорий, конечно, будет принят. Как он будет реализован – покажет время. Вице-губернатор Сергей Шаль объявил, какие локации в Челябинске предполагаются к реновации в первую очередь. Что касается этих территорий (микрорайон складских помещений в центре города, старые дома в Ленинском районе, Каширинский рынок), можно сказать только одно: сделать это надо было «еще вчера».