Регионы обсуждают реформу: единства не наблюдается


Ситуация с отзывами регионов на проект пенсионной реформы неоднозначная и требует разбора по целому ряду пунктов. Во-первых, сами игры с цифрами (больше половины субъектов прислали позитивные отзывы или меньше половины) лишены какого-либо смысла. Госдума может принять законопроект без сбора отзывов и без внимания к поступившим отзывам. Это всего лишь элемент политической игры и желание разделить ответственность за принятие непопулярного решения между центром и регионами (что вполне естественно, ничего предосудительного в таких намерениях нет).
Во-вторых, сейчас развернется (собственно, это уже видно) борьба интерпретаций отзывов. Сторонники реформы будут акцентировать внимание на том, что больше половины субъектов РФ (61 регион) дали позитивные отзывы. Их оппоненты будут упирать на то, какое количество регионов не высказались (возможная интерпретация: высказаться против не рискнули, а выступать за непопулярную в народе реформу не захотели). Также оппозиция будет делать акцент на том, как принимались позитивные отзывы: не везде они принимались Заксобранием в целом, где-то это были решения президиумов или отдельных комиссий.
В-третьих, если посмотреть на позитивные отзывы, то можно увидеть, что часть из них строится по принципу «да, но…». То есть регионы в целом признают наличие проблемы и необходимость ее решения, но полагают, что содержательно реформу нужно обсуждать и править.

В-четвертых, то, как отреагировали на проект реформы регионы (и судя по позициям ЗС, реготделений «ЕР» и Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) и даже по позициям некоторых губернаторов), показывает, что в обществе есть серьезный запрос на обсуждение законопроекта. Есть два пути продвижения непопулярных реформ: сначала широкое обсуждение, а потом на его основе выработка и принятие закона, либо же быстрый вброс законопроекта с дальнейшей проверкой на стрессоустойчивость вертикали власти, политических партий и всего общества в целом. Второй вариант, конечно, болезненнее, но быстрее. Власть выбрала его. Насколько она к этому готова, насколько она готова на уступки, покажет ближайшее время.

В-пятых, единства сейчас не наблюдается не только внутри вертикали власти, но и среди выступающих против пенсионной реформы оппонентов. В разных регионах оппозиционные партии при проведении протестных акций либо дистанцируются друг от друга, либо блокируются.

В каждом регионе своя оригинальная история. Сильнее всего позиции у КПРФ, поскольку коммунисты не просто выступают с протестом, а взяли линию на проведение референдума. И даже если у них не получится довести эту тему до реализации, они смогут перевести это в акцию по всероссийскому сбору подписей против пенсионной реформы. С точки зрения политтехнологий, сбор подписей, так сказать, в реале выглядит эффектнее и эффективнее, чем сбор подписей под петицией на одном из интернет-сайтов. Особняком тут стоит ФНПР. С одной стороны, эта организация всегда была партнером или конструктивным критиком власти, не занимая жесткой, непримиримой позиции. Но в сложившейся ситуации ФНПР не может действовать в традиционном ключе. Члены профсоюзов просто не поймут своих профсоюзных боссов. Поэтому максимум, что могут себе позволить лидеры ФНПР, – это проводить свои акции, максимально отстраняясь от оппозиционных сил, особенно радикальных, которые тоже протестуют против пенсионной реформы. В любом случае раздробленность в рядах оппонентов пенсионной реформы и отсутствие у них каких-либо координационных структур на федеральном или региональном уровнях пока играют на руку власти. Несмотря на все акции протеста и собранные в Интернете подписи против повышения пенсионного возраста, пока нельзя говорить, что страну захлестнули массовые протестные акции.

Send with Telegram
bookmark icon

Write a comment...