У России сложное и асимметричное административно-территориальное деление: во-первых, регионов много (хотя в мире бывает и больше), а во-вторых, они сильно отличаются друг от друга и по размерам, и по этническому составу, и по экономическим показателям. Людям свойственно думать, что подобная сложность излишняя, что если оптимизировать деление, то и администрирование будет эффективнее. Более того, это административно-территориальное деление досталось нам в наследство от Советского Союза, в котором национальная и экономическая политика были иными. Отсюда в головах людей рождается простая мысль: раз страна изменилась, то и ее пространственная организация должна отвечать новому времени.

На самом же деле это не так. Во-первых, у нас не только самая большая страна в мире, но и одна из самых гетерогенных. И это не наша проблема, а наше преимущество. Такой большой и асимметричной стране должно соответствовать сложное административно-территориальное устройство, учитывающее разнообразные потребности населения. Во-вторых, нам стоит все же понять, что в федерации, которой мы являемся, регионы являются конституирующими элементами политической системы, а значит, нельзя их перетасовывать по желанию центра. И наконец, само изменение нарезки почти ничего не меняет, проблемы социально-экономического неравенства и управленческой эффективности лежат совсем в другой плоскости.

Я думаю, тема укрупнения регионов может быть актуальна только для Еврейской автономной области, и то, скорее, в среднесрочной перспективе, там есть соответствующий настрой у части элиты и общества. Но и там, прежде чем обсуждать этот вопрос, нужно изучить те проблемы, с которыми столкнулись уже реформированные регионы (в частности, неясный статус этих особых единиц в составе укрупненных регионов страны, который до сих пор не урегулирован федеральным законом). В остальном эта тема, на мой взгляд, бесперспективна и даже опасна.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: