Российские города привлекают кредиты коммерческих банков на финансирование дефицита бюджетов. Например, администрация Сыктывкара планирует в 2023—2027 годах взять кредит на общую сумму 3,26 млрд рублей. Ранее администрация Нижнего Новгорода объявляла два аукциона на привлечение кредитов коммерческих банков на общую сумму 1 млрд рублей. Занимают у банков не только крупные областные центры, но и небольшие муниципалитеты – Таганрог, Новошахтинск, Балтийск.

Формально муниципальные образования не зависят от субъектов РФ в части проведения своей финансовой политики. Поэтому те кредиты и долговые обязательства в целом, которые есть в городах, возникают под их ответственность, никакой субсидиарной ответственности субъектов там не существует. Но де факто мы понимаем, что регион, конечно, не будет допускать какого-либо дефолта по муниципальному долгу в силу того, что это одна из задач – обеспечение финансовой стабильности в регионе в целом, подразумевающее, что такой долг не может выливаться в непогашенные суммы в муниципалитетах. А у нас не было практики дефолта по ценным бумагам регионов и муниципалитетов. И вообще, у нас на этот счет есть целая глава в Бюджетном кодексе, которая называется «Временная финансовая администрация». Это полный аналог ситуации введения внешнего управления в случае такого квази-банкротства региона или муниципалитета.

Если говорить о формах муниципального заимствования, то там есть установленные Бюджетным кодексом ограничения, поэтому для большинства муниципальных образований наращивание долга практически невозможно. Как правило, эти муниципальные образования дотационные, при обращении за заимствованиями им необходимо соблюдать ряд процедур, которые ограничивают свободу действий. В этой связи, конечно, у крупнейших муниципальных образований, обладающих повышенной бюджетной обеспеченностью, возможностей гораздо больше.

Муниципальный долг включает возможность получения бюджетных кредитов из региональных бюджетов, и такая практика имеется. Фактически очень часто регионы являются трансляторами средств, поступающих к ним из федерального бюджета, в муниципалитеты, потому что сами регионы тоже дотационные – почти все они взяли бюджетные кредиты из федеральной казны, даже регионы-доноры. Поэтому то, что регионы предоставляют бюджетные кредиты муниципалитетам, – это транслирование необходимости финансового обеспечения задач, которые иногда идут даже не от региона, а из федерального центра. В этой связи сложилась уникальная ситуация: федеральный центр обратил особое внимание на задолженность, которая возникла у субъектов РФ, и пошел на достаточно много новаций финансового характера. Например, на возможность частичного  списания задолженности по бюджетным  кредитам в случае наращивания налогового потенциала на территории. Кроме того, беспрецедентно, но в 2022 году федеральный центр пошел на почти полное замещение кредитов коммерческих банков, которые брали субъекты Федерации, совершенно  дешевыми кредитами из федерального бюджета. На обращение губернаторов, что такую практику хорошо бы распространить и транслировать дальше в сторону коммерческих кредитов, которые есть у муниципалитетов, федеральный Минфин не ответил положительно, поэтому такая практика если где-то и складывается, то исключительно по инициативе региональных властей, но никак не из-за общей политики, проводимой в стране. Поэтому ситуация носит многогранный характер. Муниципальный долг выглядит сейчас более разнообразно по отношению к тому, как выглядит долг субъектов Федерации.

Предельные объемы муниципального долга связаны с собственным объемом налоговых и неналоговых доходов. Бюджеты измеряются десятками миллиардов рублей. Если собственных доходов порядка 20 млрд рублей, то названные суммы еще не предельные для заимствований.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: