Москва шестой год подряд стала лидером Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в регионах России. На втором месте – Татарстан и Нижегородская область. Третью строчку делят Подмосковье, Башкирия и Тюменская область. Исследование ежегодно готовит Агентство стратегических инициатив (АСИ) на основе опросов предпринимателей и экспертов, а также с использованием статистических данных.

Вполне логична и закономерна высокая оценка столицы в рейтинге. В Москве проводится эффективная политика поддержки бизнеса, хорошие объективные факторы инвестиционной привлекательности. В Национальном рейтинге основной акцент делается на те меры, которые принимают региональные власти. Мэр Москвы и его команда достаточно активны, и это дает свой результат.

Что касается новых результатов в рейтинге, например улучшения позиций Новгородской области – с 5-го на 4-е место рейтинга, то этот результат тоже не очень удивляет, поскольку здесь заведомо были хорошие традиции. Новгородская область была среди тех регионов, где еще в 1990-е годы власти пытались работать с инвесторами. Это также является плодотворным результатом работы команды региона, которая есть на сегодняшний день. В Новгородской области последнее время создавались различные площадки, в том числе хайтековские, для привлечения инвесторов. Учитывая хорошее географическое положение и объективный фактор привлекательности региона, это оказалось востребовано инвесторами.

Тюменская область сохранила свои позиции в рейтинге – 3-е место. В Тюмени и других регионах пятерки лидеров в последние годы действительно достаточно активно занимались созданием благоприятного инвестиционного климата. Оценка базируется на мнении предпринимателей. И если предприниматели высоко оценивают политику привлечения инвестиций в регионе, значит, там действительно неплохо развивать бизнес.

В Национальном рейтинге достаточно сложная методика, но общий смысл заключается в том, что это действительно рейтинг инвестиционного климата. Общий уровень развития региона имеет опосредованное значение. Если регион слабо развит и имеет низкие факторы объективной инвестиционной привлекательности, допустим, он очень удаленный, где неемкий внутренний рынок, серьезные проблемы с привлечением инвесторов, то усилия со стороны региональных администраций по привлечению инвесторов могут попросту не работать. Регион должен все-таки объективно быть привлекательным и интересным для инвесторов. Дальше все зависит уже от действий региональных властей: получить право на создание особой экономической зоны на своей территории, инновационного научно-технологического центра. Он, кстати, в Новгородской области был создан. Представить этот проект в федеральные органы власти, заниматься этим проектом, работать с инвесторами, рассказывать о дополнительно появляющихся возможностях инвестирования в регион, не допускать возникновения административных барьеров, работать с госкорпорациями, с инфраструктурными компаниями. Для этого денег много не нужно – это могут делать абсолютно все регионы, у которых нормальный уровень экономического развития. Но регионам с низким уровнем доходов, очень низким уровнем инвестиционной привлекательности это делать достаточно проблематично. Поэтому среднеразвитые регионы вполне могут конкурировать с самыми высокодоходными за места в рейтинге.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: