Регионы голосуют «за» льготную ипотеку
С начала 2025 года в российских регионах наблюдается значительное снижение числа новых проектов в сфере жилищного строительства. По оценкам экспертов, объемы строительства могут сократиться на 20–30%. Основными причинами этого являются снижение спроса на жилье из-за высоких ипотечных ставок и уменьшение темпов продаж на первичном рынке недвижимости.
Для того, чтобы решить этот вопрос «малой кровью», необходимо, во-первых, конечно, устранить причину, снижающую спрос и удорожающую жилье. Это все та же высоченная ключевая ставка. Важно понимать, что снижение ставки – не прихоть, а необходимость. Конкретно в стройотрасли она стала краеугольным камнем. Она не только снизила спрос, но и не дает застройщикам развиваться. Очень мало застройщиков получают новые кредитные решения по счетам эскроу, а значит, не могут начать новые проекты. Получается, застройщики не могут продавать старое – потому что люди не могут купить по таким ценам, и не могут строить новое – потому что на новые проекты нет денег.
Однако пока радикальное снижение ее не представляется возможным, в Думе рассматривается комплекс мер, которые потенциально могут поддержать отрасль и не оставить страну без нового жилья.
Прежде всего, регионы голосуют «за» льготную ипотеку. Причем программы ее необходимо расширять: снижать ставки и расширять число граждан, имеющих право на льготный жилищный кредит. Это в первую очередь повысит доступность жилья и соответственно стимулирует спрос. Например, с 1 апреля 2025 года в некоторых регионах введена семейная ипотека на покупку готового жилья по ставке 6%. А буквально вчера мы внесли на рассмотрение депутатов законопроект о возможности семей с детьми списывать ипотечный долг в общей сумме до 1,8 млн рублей.
Необходимо также проработать варианты предоставления бесплатных или льготных земельных участков под ИЖС и малоэтажное строительство не только многодетным, но и другим категориям граждан (например, молодым специалистам, участникам СВО, сельским жителям) с ипотечной поддержкой.
Параллельно с этим важно развивать также федеральную программу по строительству жилья соцнайма и арендного жилья для тех же категорий. Это решит сразу несколько проблем: для молодежи – жилищную, для молодых специалистов – подтолкнет к выбору дефицитной профессии, «за которую» можно будет получить квартиру, а для застройщиков такой шаг станет весомой поддержкой в виде запроса на строительство домов от государства.
Также важно, чтобы развитие регионов, в том числе – отдаленных и малых населенных пунктов – шло с ускоренными темпами. Ведь все мы понимаем, что люди охотнее выбирают те города и районы, где жить «удобно» и экологично. Кроме того, в развитый регион проще привлечь крупные субсидии.
Отдельный пункт – это именно господдержка региональных застройщиков. Предоставление субсидий и налоговых льгот строительным компаниям поможет компенсировать возросшие издержки и поддержать темпы строительства. Необходимо также на законодательном уровне сократить сроки оформления земельных участков и подключения к инженерным сетям до 3 месяцев. Это уменьшит административную нагрузку на застройщиков и ускорит начало работ. На период 2025–2026 годов нужно ввести временное обнуление или снижение ставки НДС на основные строительные материалы (бетон, кирпич, металл) при условии использования их в проектах массовой жилой застройки. А чтобы застройщикам было «интересно» строить в регионах, надо предоставлять капитальные гранты (невозвратные субсидии) до 15% стоимости проекта на строительство жилья экономкласса в регионах, где ввод упал более чем на 20%.
Полагаю, такой комплекс мер вполне может стать весомым пакетом помощи регионам с упадком в строительстве, застройщикам – в снижении спроса, но главное – людям в приобретении собственного жилья.