Регионы должны оценить возможные последствия закона о локализации такси и найти варианты их смягчения
Вступающий в силу с 1 марта 2026 года закон о локализации такси может привести к росту цен на поездки на 30%, а также уходу значительной части водителей (примерно 20%). Об этом говорят участники рынка. Одна из основных причин – необходимость перехода на машины отечественной сборки в условиях их удорожания и роста стоимости кредитов.
Рынок такси с 2020 года живет в состоянии постоянного стресса. Пандемия, масштабные изменения законодательства и последствия санкционного давления привели к тому, что перевозчики практически не имеют возможностей для долгосрочного планирования. Постоянно появляются новые инициативы по регулированию отрасли, что не дает бизнесу адаптироваться к уже принятым нормам. В результате растет дефицит перевозчиков, повышаются тарифы для пассажиров.
Сегодня ключевая проблема связана с вступлением в силу с 1 марта 2026 года требований о локализации такси, закрепленных в Федеральном законе от 29 декабря 2022 года № 580-ФЗ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации…». Согласно закону, автомобиль сможет быть зарегистрирован в качестве такси только при условии, что он включен в перечень локализованных моделей, который должен утвердить Минпромторг. Однако такого списка до сих пор нет, что фактически парализовало процесс обновления автопарка: перевозчики не закупают новые автомобили, опасаясь, что они не будут допущены к работе.
Отдельные трудности связаны с лизинговыми автомобилями. Машины, которые уже эксплуатируются в такси, в ближайшие годы будут выкупаться из лизинга и менять собственника. Это приведет к их автоматическому исключению из реестра. Если такие автомобили не попадут в список локализованных, вернуть их в легальное поле будет невозможно.
Еще одна острая проблема — самозанятые водители. По данным ФГИС «Такси», они составляют основную часть рынка и обеспечивают пополнение и обновление парка такси за счет личных автомобилей. Очевидно, что такие граждане не будут менять свои автомобили, находящиеся в хорошем состоянии, только ради того, чтобы подрабатывать в такси. Для них требование локализации становится непреодолимым барьером.
Если норма останется в текущем виде и при этом не появятся целевые меры господдержки, отрасль столкнется с ростом дефицита перевозчиков и одновременным увеличением объемов нелегального извоза на автомобилях, не соответствующих требованиям локализации. Это создаст дополнительные риски для безопасности пассажиров и снизит прозрачность рынка.
Региональным органам власти уже сейчас необходимо проанализировать количество самозанятых перевозчиков такси и оценить возможные последствия введения требований локализации, чтобы смягчить их. Особенно это важно для отдаленных муниципалитетов, где у самозанятых вряд ли будет возможность заменить автомобили на новые, что приведет к снижению транспортной доступности.
Общественный совет планирует обсуждение решений по смягчению последствий введения локализационных требований с участием представителей органов власти почти 30 российских регионов на ежегодной конференции TAXI, которая пройдет в октябре в Сочи. Одна из таких инициатив – возможность установления переходного периода для самозанятых и внедрения механизмов целевого субсидирования в рамках действующих программ поддержки бизнеса.