Регионам сегодня необходимы налоговые преференции, субсидии и кадры


Обсуждаемый возврат иностранных брендов в Россию практически сразу актуализировал целый ряд важнейших вопросов. В частности, уже высказываются опасения, что потенциальное возвращение на российский рынок зарубежных компаний ставит под угрозу процессы импортозамещения и построения технологического суверенитета.

Реализация экономической политики, направленной на замену импорта на внутреннем рынке товарами отечественных производителей, требует от государства выделения дополнительных расходов, связанных не в последнюю очередь со стимулированием бизнеса к переходу от торговли к производству, к повышению эффективности производства. Но готов ли бизнес к долгосрочным вложениям, направленным на научно-технические разработки, технологическое переоснащение, обучение кадров?

При высокой ключевой ставке (21%) и кадровом голоде – вряд ли. Зарубежные бренды, которые, возможно, в ближайшее время хотели бы вернуться в Россию, потратили десятилетия на то, что российским регионам только предстоит пройти. Но где взять станки, токарей, электриков, наладчиков, швей, строителей и сварщиков? Да, многое могут делать роботы. Но и их нет. И на обучение уйдут годы. На создание высокоэффективного оборудования уйдут десятилетия.

Регионам сегодня необходимы дешевые деньги и кадры, но ни того, ни другого пока нет. Нужны налоговые преференции и субсидии, но реализация того и другого требует компенсации выпадающих доходов государственного бюджета, поэтому вряд ли возвращение зарубежных компаний станет основной причиной проблем с реализацией политики импортозамещения. Более того, в общем объеме доходов многих зарубежных брендов российский рынок занимает отнюдь не лидирующие позиции, а в некоторых нишах отечественные производители показывают качество ничуть не хуже, нежели зарубежные. Это, правда, не касается автомобилестроения, но, например, одежда получается весьма неплохо. Однако мы не одной одеждой живы, поэтому вопрос, как мы будем воплощать в жизнь импортозамещение станков, самолетов, поездов и чипов, по-прежнему остается открытым.

Есть вещи, которые надо делать вовремя. Для некоторых позиций время упущено – и догнать зарубежных производителей будет если не невозможно, то безнадежно долго. Сегодня регионам остро нужны реальные преференции, которыми можно воспользоваться, нужны дороги, инженерная инфраструктура и вложения в образование. Но и при этом свои Audi или Tesla вряд ли в России появятся в обозримом будущем.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: