Региональные бюджеты в условиях неопределенности: традиционные проблемы и новые вызовы
Премьер-министр Дмитрий Медведев на днях провел совещание по подготовке бюджета-2019, речь зашла и о финансировании региональных программ развития. Как сообщает издание «Коммерсантъ», объем таких расходов премьер публично называть не стал. При этом он обозначил как главную задачу соотнесение запросов регионов с возможностями федерального бюджета. Сейчас приоритет для правительства – исполнение майского указа через запуск нацпроектов.
При формировании региональных бюджетов на 2019 год, безусловно, возникнут и традиционные проблемы, и ряд новых. К традиционными проблемам относится общая несбалансированность многих региональных бюджетов, связанная с тем, что собственными доходами они никак не могут погасить тот объем расходных обязательств, который за ними закреплен. В этих условиях неопределенность системы межбюджетных трансфертов из федерального бюджета будет диктовать нестабильность и региональным бюджетам. Данная неопределенность возникла в 2017 году, когда при принятии федерального бюджета на 2018–2020 годы и было решено не проводить распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности на три года, а ограничиться только 2018-м. В этой связи существует неопределенность даже каких-то общих параметров денежных трансфертов на 2019 год. Кроме того, мы ожидаем изменений в методике распределений этих дотаций, что уже было анонсировано и Минфином, и в рамках работы комиссии по региональному развитию, возглавляемой теперь вице-премьером Мутко (заседание которой состоялось летом). Изменения в методике распределения дотаций также порождают целый ряд вопросов о точности объемов средств, которые регионы получат в виде дотаций из федерального бюджета.
Столь же неопределенным остается и целевое финансирование, которое поступит из федерального бюджета регионам в виде трансферта. Потому что в основных направлениях налоговой и бюджетной, таможенно-тарифной политики на ближайшую трехлетку сказано, что в 2019 году каких-либо специальных форм поддержки регионам для реализации утверждаемых национальных проектов не предполагалось и не предполагается. Пока федеральный центр и прежде всего Минфин заняты состыковкой общих бюджетных возможностей федерального бюджета на реализацию тех национальных проектов, которые определены 204-м указом президента РФ. И вопрос о том, каким должно быть участие регионов в реализации положений данного указа и достижении национальных целей развития, пока не решен. Кроме того, в регионах остаются обязательства по поддержанию высокого уровня заработных плат бюджетников, которые возникли в результате реализации положений майских указов 2012 года. Все-таки высокие зарплаты учителей, работников учреждений культуры и здравоохранения, которые ложатся на региональные бюджеты, являются достаточно существенным обязательством и бременем, которое нужно поддерживать в условиях высокой долговой нагрузки, присутствующей в регионах, и в других обстоятельствах, которые не сбалансированы в местных бюджетах.
Если говорить о других изменениях, которые повлияют на объемы доходной и расходной частей бюджетов регионов, то можно вспомнить и о заявленных действиях, которые планируются в части централизации платежей за неработающее население в фонд медицинского страхования. Если регионы будут освобождены хотя бы от части этого бремени, то их расходы сократятся, что даст возможность их перераспределить на другие цели и задачи.
Ряд других изменений тоже может найти отражение в региональных бюджетах. Например, стартующие в 2019 году разного рода реформы и преобразования, такие как изменение размера НДС, которое, пусть и с отложенным эффектом, но, скорее всего, повлияет на снижение доходов собственных региональных бюджетов (в силу либо снижения прибыли, либо сдерживания зарплат в корпоративном секторе), начало реализации пенсионной реформы, которая может повлечь как дополнительные расходы, так и, наоборот, освобождение от них, правда, скорее всего, не в 2019-м, а в последующие годы. И в целом сохранение двойственности тоже может оказать свой эффект, определить особенности формирования бюджетов 2019 года, когда, с одной стороны, сохраняется возможность усиления кризисных явлений в экономике, с другой стороны, сохраняются высокие цены на нефть и другие благоприятно влияющие на российскую экономику факторы.