Региональные бюджеты в краткосрочной перспективе могут выиграть от изменения налоговой системы
На заседании 30 мая правительство одобрило пакет законопроектов, вносящих в налоговое законодательство целый ряд значимых изменений. Далее документы будут рассматриваться Госдумой. Это, как уже было объявлено, общий рост ставки налога на прибыль, увеличение размера НДПИ для производителей удобрений и железной руды, расширение прогрессии НДФЛ для высоких доходов, «налоговый кешбэк» для небогатых семей и пересмотр условий применения упрощенной системы налогообложения для малого бизнеса, сообщает «Коммерсантъ».
В целом изменения в налоговой системе в краткосрочной перспективе должны положительно отразиться на бюджетах регионов. Можно прогнозировать прирост, если будет сохранен прежний коэффициент распределения: как по НДФЛ, так и по налогу на прибыль 85% будет распределяться в региональный бюджет и 15% – в федеральный. Если коэффициент остался прежним, то чем выше налоговая ставка, тем больше достанется региональным бюджетам. Но если коэффициент изменится не в пользу бюджета регионов, то никакого эффекта от этого не будет.
Если говорить о налогооблагаемой базе, то любое повышение налогов – это всегда снижение возможностей использовать средства предприятий и частных лиц, тенденция к экономии и ограничению расходной части. Учитывая, что высокая ключевая ставка с нами останется, видимо, надолго, многие компании рассматривают прибыль в качестве источника финансирования инвестиций. Пока у ряда крупных компаний был неплохой уровень прибыли, ее в значительной мере направляли на развитие. Если прибыли будет меньше после уплаты более высокого налога, то меньше средств можно направить на инвестиции. Чем меньше инвестпроектов, тем меньше прибыль в будущем. Поскольку ставка быстро снижаться явно не будет, необходимо, наоборот, ситуацию поддерживать с помощью налоговых льгот, поэтому в краткосрочной перспективе – в течение одного-двух лет – мы можем увидеть прирост бюджетных доходов, но в долгосрочной перспективе это может послужить серьезным ограничителем роста прибыли компаний и, как следствие, поступлений в бюджет.
В начале нулевых годов, когда снизили налог на прибыль до 20%, мы наблюдали обратную картину. Это дало весьма существенный эффект как для экономики страны в целом, так и для корпораций, которые формируют налогооблагаемую базу, и, конечно, для регионов.
Экономика России к текущему моменту не достигла высокого уровня развития и конкурентоспособности, а рост налогов значительно ограничивает возможность реализации экономического потенциала. Для развития экономики, наоборот, необходимы стимулы. Кое-какие стимулы, конечно, предложены в налоговых изменениях.
Оглашена информация, что при осуществлении значительных инвестиционных трат в основной капитал для таких компаний может быть сохранена прежняя ставка налога на прибыль. Но пока не уточняется, какая доля должна быть направлена на инвестиции, а также в каком варианте будут приняты изменения налоговой системы, поэтому пока оценивать сложно.