Несмот­ря на то что му­ни­ци­паль­ная власть в Рос­сии дей­ству­ет уже не пер­вый год, к ней оста­ет­ся до­воль­но мно­го во­про­сов как у жи­те­лей, так и у ис­пол­ни­тель­ной вла­сти.

Мест­ное са­мо­управ­ле­ние – идея не рос­сий­ская и ос­но­ва­на не на рос­сий­ских пра­ви­лах управ­ле­ния тер­ри­то­ри­я­ми. В ос­но­ве му­ни­ци­паль­ной вла­сти ле­жит прин­цип управ­ле­ния на ме­стах. С точ­ки зре­ния ли­бе­раль­ной эко­но­ми­ки и ев­ро­пей­ско­го со­зна­ния про­бле­ма долж­на ре­шать­ся там, где она воз­ник­ла (на ме­стах), и теми ре­сур­са­ми, ко­то­рые там есть. С точ­ки зре­ния рус­ско­го че­ло­ве­ка вся иерар­хия ис­пол­ни­тель­ной вла­сти от­ве­ча­ет за по­ря­док в це­лом, все струк­ту­ры вла­сти (в том чис­ле и фор­маль­но неза­ви­си­мая му­ни­ци­паль­ная власть) долж­ны быть ор­га­ни­зо­ва­ны для ре­ше­ния про­блем на ме­стах. Имен­но по­это­му су­ще­ству­ет по­сто­ян­ная дис­кус­сия о том, как бо­лее эф­фек­тив­но на­ла­дить эту ра­бо­ту. Бо­лее того, сверх­ак­ту­аль­ным оста­ет­ся кад­ро­вый во­прос – где взять столь­ко про­фес­си­о­наль­ных де­пу­та­тов для эф­фек­тив­но­го управ­ле­ния тер­ри­то­ри­я­ми.

По фак­ту в боль­шей ча­сти му­ни­ци­па­ли­те­тов су­ще­ству­ет ис­пол­ни­тель­ная власть в лице глав ад­ми­ни­стра­ций, сити-ме­не­дже­ров и так да­лее. Ее не вы­би­ра­ют, это про­фес­си­о­на­лы, ра­бо­та­ю­щие по най­му, а на­ни­ма­ют их де­пу­та­ты му­ни­ци­паль­ных со­ве­тов. Есть и власть за­ко­но­да­тель­ная – непо­сред­ствен­но сам со­вет де­пу­та­тов, при­ни­ма­ю­щий те или иные мест­ные за­ко­ны, опре­де­ля­ю­щие стра­те­гию раз­ви­тия му­ни­ци­паль­но­го об­ра­зо­ва­ния (МО). Эту власть воз­глав­ля­ет гла­ва МО – по­ли­ти­че­ская фи­гу­ра. Де­пу­та­тов и, со­от­вет­ствен­но, глав из­би­ра­ют. В дан­ной струк­ту­ре все хо­ро­шо, если гла­ва МО и гла­ва му­ни­ци­паль­ной ад­ми­ни­стра­ции (МА) – еди­но­мыш­лен­ни­ки и оди­на­ко­во по­ни­ма­ют свои за­да­чи пе­ред жи­те­ля­ми. Если же есть кон­фликт ин­те­ре­сов, то у из­бран­но­го гла­вы МО по­рой прав мень­ше, чем у гла­вы МА, ко­то­рый в пе­ри­од сво­ей ра­бо­ты несет от­вет­ствен­ность за все кон­крет­ные хо­зяй­ствен­но-ад­ми­ни­стра­тив­ные шаги.

Имен­но по­это­му воз­ни­ка­ет же­ла­ние объ­еди­нить по­ли­ти­че­скую и ад­ми­ни­стра­тив­ную долж­но­сти, что­бы был один кон­крет­ный че­ло­век, из­бран­ный жи­те­ля­ми, и от него за­ви­се­ли бы все ре­ше­ния. Жи­те­ли да­ле­ко не все­гда раз­би­ра­ют­ся в ню­ан­сах того, как имен­но ра­бо­та­ет власть, но им бы очень хо­те­лось ви­деть, что она ра­бо­та­ет.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: