Развитие туризма повлияет на экономику отдельных туристских центров, но не регионов в целом


Президент РФ Владимир Путин в режиме видеоконференции провел совещание с членами правительства по развитию  внутреннего туризма в 2023 году. Об этом сообщает сайт Кремля. По информации министра экономического развития Максима Решетникова, в прошлом году в рамках национального проекта более 30 регионов получили субсидию на туристическую инфраструктуру, оборудование, кемпинги. В этом году в нацпроекте участвуют уже 63 региона.

Развитие внутреннего туризма как с социальной, так и с экономической точки зрения, безусловно,  имеет перспективы в ближайшее время.

Черноморское побережье, Кавминводы, Калининградская область – это курортные регионы с приятными климатическими условиями. Они известны всей России, и там развитие туризма действительно влияет на регион в целом. Но большинство  субъектов страны не имеют таких крупных туристических зон, там есть только отдельные очаги. Например, есть Ярославль, Кострома, если говорить о малых городах, то есть Плес, Мышкин. Но влияют ли они конкретно на регион? Отчасти да, потому что есть налоги на прибыль, НДФЛ, они идут в бюджет, но в целом их вклад в экономику регионов не очень значим. Значим их вклад только в специализированные туристские центры, но это на уровне муниципалитетов. В масштабе – вряд ли. Не будет курортной зоны, подобной черноморским или кавказским курортам, где-то в Центральной России – разные природные условия, разные запросы.

Ярославль – многоотраслевой город, и туризм – одна из составляющих частей, но это не Ярославская  область в целом. Есть Иркутск с Байкалом, но это тоже не Иркутская область. Поэтому я считаю, что очень правильно ставится вопрос о развитии внутреннего туризма. Но он и так будет развиваться. Я, конечно,  тут субъективен, но давайте посмотрим, что происходит. Прошлый год показал нам  рост доходов гостиниц, коллективных средств размещения, рост числа размещений российских  и  иностранных граждан в этих гостиницах, рост количества посещений культурных объектов. Насколько эта тенденция будет устойчивой, пока не очень понятно. Автомобильный рынок в стране рухнул на 40%. Это значит, что после ухода производителей мы будем  как можно дольше цепляться за наши существующие иномарки, не стремясь их заменить на «китайский москвич». Если семьи не будут покупать новые машины, то в бюджете семьи высвободятся деньги, а их можно будет потратить на туристические поездки. Поэтому с финансовой точки зрения предпосылки развития  внутреннего туризма, безусловно, есть.

Если посмотреть на не очень дешевый вид туризма – круизный, то мы видим по Мостурфлоту и другим крупным поставщикам водных маршрутов, что наиболее популярные направления раскупаются за полгода. Уже на майские праздники сейчас проблематично найти хорошие каюты. И это тоже подтверждает мою  мысль.

В малых городах  на Волге, на Дону и в других  развивается туристская инфраструктура. Там комфортабельные гостиницы, а не советские. И это будет развиваться. Мне кажется очень важным создание портала, где туристы, посетившие разные города, будут делиться впечатлениями. Это реклама, которая  во многих случаях эффективнее официальных слоганов.

Тех, кто привык отдыхать в Европе, было не так много, кто-то из них все равно продолжает в эти страны ездить, они не полностью закрыты. Те, кто любит Турцию и Египет, будут по-прежнему ездить туда, но основной поток отдыхающих все же  переориентируется на внутренний туризм, тем более что в России есть что посмотреть.

Камчатка, Чукотка – это не бюджетный туризм, поэтому там не такой значительный поток. Если говорить о  массовом внутреннем некурортном туризме, то это все же поездки  по знаковым историческим местам России,  это достаточно ограниченные зоны. Поэтому, когда говорят о внутреннем туризме, то он очень разный. Есть активный, а есть такой, когда вам нужно от всего отрешиться, упасть в отеле и ходить в бассейн. Разные туристы – разные виды отдыха.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: