Развитие креативной экономики в Новгородской области: начало пути и стратегические задачи


Три года назад отправной точкой в развитии креативной экономики в Новгородской области стало подписание соглашения главой региона Андреем Никитиным и руководителем Центра стратегических разработок Алексеем Кудриным. Это была методологическая основа, базис для дальнейшего взаимодействия.

Очень важно двигаться по пути изменения мышления: сегодня любая отрасль несет в себе определенные элементы креативных индустрий или допускает их внедрение. В период активной фазы пандемии и противодействия новой коронавирусной инфекции, когда мы все перестроили алгоритмы взаимодействия друг с другом, алгоритмы проведения рабочих совещаний, продаж, производства, внимание к креативным индустриям возрастает.

Крайне важно, что начало пути и реализация этого приоритетного проекта были отмечены открытыми лекциями по креативной экономике. Мы перешли в сочетание офлайн- и онлайн-формата за два года до пандемии. Сегодня каждая лекция – это минимум 1,5 тысячи просмотров. Лекции, прошедшие в этом году, набирали более 50 тысяч просмотров. Преимущественно это жители Новгородской области, среди которых большой процент молодежи. Такого эффекта мы никогда не смогли бы достичь, если бы не ежедневное взаимодействие с системой высшего и среднего профессионального образования.

Следующий элемент – это инфраструктурная поддержка в части финансового ресурса. В нашем государстве существует много знаковых программ, по которым предприниматели могут получать финансирование, продвижение на внутреннем рынке, на площадках интернет-торговли. Безусловно, работа, которую мы проводим с новгородским Фондом креативной экономики, направлена на то, чтобы тех, кто впервые получает грант и начинает с нами взаимодействовать, в дальнейшем направлять в востребованные для них институты развития. Точка входа в креативный фонд представляет сегодня, по мнению федеральных экспертов, один из наиболее гибких и доступных инструментов поддержки не фабричных, не традиционных, а во многом уникальных направлений предпринимательской деятельности наших граждан. Такой опыт мы поддерживаем, благодаря очень детальной проработке с АСИ внесли его в перечень доступных практик и, конечно, с удовольствием будем им делиться и рассказывать о нем.

Новгородская область стала одним из самых ярких участников первой федеральной Российской креативной недели, которая проходила в Москве. Мероприятие было международного масштаба, несмотря на известные ограничения. Созданные Министерством промышленности и торговли площадки – это очень важное подспорье, во многом позволяющее выстраивать стратегическую линию.

Еще один элемент – формирование определенной среды для того, чтобы уже получившие поддержку в том или ином виде представители креативных индустрий, студенты университета, другие коллеги могли окунуться в эту атмосферу. В Великом Новгороде, Боровичах, Старой Руссе, Валдае есть много уникальных объектов, которые могут стать опорными с точки зрения привлечения и консолидации креативного сообщества. Это следующая стратегическая задача на ближайший год.

Безусловно, достичь определенного эффекта мы не сможем, если дальше не продолжим совершенствовать нормативно-правовое регулирование. Коллеги из федерального Министерства промышленности говорили об изменениях законодательства, и для нас большая часть – быть среди регионов, направляющих свои практики в федеральное министерство, пилотирующих определенные наработки, участвующих во всех межрегиональных рабочих группах по формированию нового законодательства. Для Новгородской области как родины российской государственности, как места, где в семьях, на производствах сохранены уникальные народные художественные промыслы, это очень важное направление работы как с точки зрения сохранения культурно-исторического кода, так и с точки зрения занятости. Здесь хочется подчеркнуть определенную уникальность нашего фонда: это работа в рамках не только Великого Новгорода, Боровичей, но и других отдаленных от центра муниципалитетах. Отмечу, что такого эффекта мы никогда бы не достигли, если бы не вовлеченность администраций муниципальных районов.

В следующем году мы будем вносить изменения в ключевые областные документы: выделять отрасль креативных индустрий в отдельное направление, под которым будем продолжать работу как фонда, так и формирования инфраструктуры, где мы сможем консолидировать таких людей.

Еще одно направление, которое мы также считаем важным продолжать развивать в следующем году, – это продвижение продукции. Мы обязаны поддерживать талантливых и креативных предпринимателей-соотечественников и на этапе начала дела, и в рамках продолжения, и самое главное – с точки зрения сбыта. Для этого определенные элементы программы поддержки народно-художественных промыслов и креативных индустрий уже включены в действующие инструменты продвижения новгородских товаропроизводителей. Российская креативная неделя, Ремесленный конгресс, фестиваль «Садко», фестиваль «Сарафан» – это все площадки, позволяющие говорить о регионе, о людях, добрых традициях Новгородской области и продавать продукцию.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: