Расширить «Золотое кольцо»: как обновят легендарный бренд
Президент России Владимир Путин поручил расширить маршрут «Золотого кольца» до 30 июня 2018 года. В этот срок правительство должно представить предложения по расширению перечня населенных пунктов, входящих в туристический маршрут. Разговор о расширении «Золотого кольца» шел давно. Есть стоящие кандидаты. Лично мне нравится Углич, тем более, что по факту он давно входит в те туристические маршруты, которые идут по «Золотому кольцу». И, например, туристы, которые бывают в Переславле-Залесском, в Ярославле заезжают и в Углич.
Единственное, что в данном случае не стоит торопиться. Необходимо выработать честные критерии, по которым будет отбираться город. Напомню, что города «Золотого кольца» логистически очень хорошо связаны, от одного города до другого можно добраться за несколько часов. Поэтому мне представляется, что занести в «Золотое кольцо» такие города, как Тула или Калуга, которые находятся в совсем другой стороне от Москвы, не очень перспективно, и транспортно их будет очень трудно увязать с ветеранами проекта. Поэтому не стоит перебарщивать. Понятно, что для города то, что он входит в «Золотое кольцо» даст какой-то приток туристов. Однако если это будет неудобно для самих туристов и до города долго добираться, например, от Ярославля до Тулы около 400 километров, ясно, что за один день их не проехать, то это значительная нагрузка на путешественников. В свою очередь, от Москвы до Суздаля – 170 километров, которые можно проехать за пару часов. Должна быть какая-то целесообразность, которая обусловлена и хорошей транспортной доступностью, и инфраструктурой города. В головах туристов города «Золотого кольца» – это памятники древнерусской архитектуры, в какой-то мере религиозное наследие. Следовательно, более молодые города вряд ли могут претендовать на вступление в бренд, все-таки направленность бренда необходимо поддерживать.
«Золотое кольцо» изначально не возникало как какой-то проект, только сейчас он начинает приобретать черты организационного, маркетингового, государственного образования. Это было неформальное объединение городов, и это как раз показывает, что не везде какое-то регулирование целесообразно и необходимо. История бренда такова: в 1967 году журналист Юрий Бычков проехал по этим городам, написал серию очерков, и когда серия очерков была завершена, ему пришла в голову мысль, что путешествие, которое он совершил, похоже на кольцо. Учитывая насыщенность маршрута православными храмами, ему пришел в голову образ «Золотое кольцо России» – отсылка к золотым куполам наших храмов. Естественно, Бычков не был никаким организатором, он просто писал то, что видел. Это своеобразная литературная метафора стала основой неформального объединения городов на этом маршруте. Поэтому стоит ли этим заниматься, думаю, стоит. Но по нашему опыту, попытки более слабых городов примкнуть к более сильному бренду, тем более, очень старому («Золотому кольцу» в прошлом году исполнилось 50 лет), не заканчиваются особым успехом. Даже если какой-то город и «запрыгнет» в «Золотое кольцо», пройдет еще 50 лет, прежде чем туристы запомнят, что он является частью «Золотого кольца».
На мой взгляд, было бы интересным не расширять старое «Золотое кольцо», а создать, например, «Новое Золотое кольцо», создать формальные или неформальные объединения туристических маршрутов в других городах. Путешественники консервативные, и расширяя «Золотое кольцо» мы не всегда получим отдачу от этого, потому что туристы просто не будут никогда держать это в голове.