Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев назвал ситуацию по исполнению ряда поручений президента и правительства «не самой благополучной», раскритиковав федеральные и региональные власти за низкую исполнительскую дисциплину. Я бы выступил записным пессимистом: у нас, к сожалению, крайне редко карьера губернаторов связана с реальным положением дел в регионе после их хозяйствования. Причем, к сожалению, это получает отражение и на высших уровнях власти. Так, например, в Орловской области после ухода губернаторов Александра Козлова и Вадима Потомского не осталось никаких внятных следов не то что прогресса, а хотя бы консервирования ситуации. При этом они получили государственные награды, что выглядело несколько непонятно для того же населения: как губернатор, не добившийся ничего, награждается высшей властью? Поэтому это первое основание довольно пессимистическое. Дай бог, чтобы система действительно перестраивалась в этом отношении.

Можно считать это совещание первым звоночком, хотя мне представляется, что такие звонки уже были на уровне президента, и я вижу вчерашнее совещание продолжением истории всех президентских встреч с представителями вертикали исполнительной власти. У нас некоторые министры подчиняются напрямую президенту, а некоторые – председателю правительства. Дай бог, чтобы эта система распространилась и на регионы, когда снимают не потому, что «я устал, я ухожу», или в связи с такой замечательной в своей сущности формулировкой – «в связи с утратой доверия». Простите, чьего доверия? Народа, власти? Лица, обличенного законом принимать решения?

Наверное, тут будет интересный мониторинг. Прозвучали фамилии, названы конкретные регионы, конкретные проекты, тем более что недавно был опубликован пресловутый рейтинг глав регионов, испытывающих наибольшее давление со стороны восприятия их населением. В частности, это в первую очередь Севастополь. Вчера на совещании зашла речь о больнице. Я, честно говоря, не очень понимаю одну вещь: Министерство обороны – это Министерство обороны, Шойгу – это Шойгу. И если Министерство обороны действительно не дало им землю, то никакой губернатор в нынешних условиях, когда армия – наше все, не пересилит министра обороны.

Поэтому я думаю, что здесь надо бы не безлично говорить о проблеме, что указы не выполняются и виноваты в этом те и те, а смотреть каждую конкретную ситуацию. Если не смогли согласовать вопрос два ведомства, два министерства – это действительно абсурд. Тут Медведев был абсолютно прав, когда сказал: «Приведите ко мне, и я всех помирю». Прозвучало это примерно так. В этой фразе есть что-то кавээновское даже. Если это в рамках правительства, то у них есть одна вертикаль, которая замыкается на премьера, по сути, у Медведева и есть один вопрос: «Почему это не довели до меня?» Другое дело, если речь идет о регионе и министерстве, подчиненном президенту. Тогда это вопрос гораздо большего количества согласований.

Интересно промониторить, что будет дальше относительно карьерного роста или падения глав регионов, тем более что я заметил, что на совещании присутствовали не министры, вероятно, кем-то предупрежденные, что будет больно. В массе своей там сидели заместители, что, мягко говоря, несколько снижает уровень «публичной порки». Если это задумывалось кем-то как пиар, то это недоработка. Если просто к нам попал кусок рабочего совещания, тогда вопрос: а где министры? Голикова была, она там конкретно прошлась по национальным республикам Кавказа, где государственные дотации и национальные проекты давно стали способом поддержки равновесия местных элит. Васильев сейчас в Дагестане, как я понимаю, пытается ломать эту систему. Интересно посмотреть, что получится. Недавнее задержание высокопоставленного представителя исполнительной власти Дагестана показало, что чистка не закончена. Давайте посмотрим, что будет дальше, последуют ли какие-то изменения.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: