Происходящее в Самарской области – это иллюстрация общероссийского тренда на реприватизацию


Губернатор Самарской области Вячеслав Федорищев заявил, что если регион накажут за слишком долгое строительство очистных сооружений в Сызрани, то ответить за это своими деньгами должны получатели выгоды от реализации проекта. В Сызрани сдать объект в эксплуатацию должны были до 1 сентября, однако он готов только на 98%.

История с сызранскими очистными демонстрирует типичный для современной России процесс смены региональных элит. Вячеслав Федорищев проводит системную зачистку местных игроков, и его заявления об «известных фамилиях» – это не риторическая фигура, а вполне конкретная программа действий.

Под ударом оказываются два уровня региональной элиты. Первый – крупные финансово-промышленные группы, вроде энергетических активов Владимира Аветисяна или структур Александра Милеева в сфере обращения с отходами. Они, конечно, не связаны с очистными сооружениями, но их положение красноречиво показывает общий тренд: время региональных монополистов подходит к концу. Но это не значит, что уходит время монополистов.

Второй уровень – это собственно подрядчики по госконтрактам, многие из которых выросли из легализовавшихся с 1990-х структур. В таких городах, как Тольятти, Сызрань или Новокуйбышевск, эти группы особенно влиятельны. Часто они превращают освоение бюджетных средств в семейный бизнес. Восемь уголовных дел именно в Самарской области по проекту «Оздоровление Волги» – лишь видимая часть айсберга. В той же Сызрани есть по меньшей мере три-четыре крупные по местным меркам семьи. Парадокс ситуации в том, что смена подрядчиков не означает революционных изменений в системе госзаказов. Федорищев просто меняет «традиционных поставщиков» на структуры, лояльные федеральному центру или пришедшие из других регионов.

О серьезном внутриэлитном противостоянии пока говорить не приходится. Региональные группы недостаточно сильны, чтобы бросить вызов губернатору, назначенному федеральным центром. Максимум, на что они способны, – попытки договориться или уйти в тень. Как вариант, пригласить главу региона в музей или партию в шахматы с ним сыграть.
Что касается судьбы очистных сооружений, то она предсказуема: объекты будут достроены, средства – освоены. Проблема далеко не уникальна – из 121 объекта федерального проекта полностью готовы лишь шесть. Депутаты Госдумы отмечают, что «только шесть очистных сооружений достигают уровня нормативной очистки», притом что освоение средств составляет почти 100%.

В итоге мы наблюдаем не совсем борьбу с коррупцией, хотя и очень похоже. Это, скорее, ее реорганизация: система остается той же, меняются только бенефициары.

Происходящее в Самарской области – это, вероятно, иллюстрация общероссийского тренда на реприватизацию. То есть активы и контракты не обязательно возвращаются в лоно государства, как любят говорить популярные аналитики, используя слово «деприватизация», а переходят к новым владельцам. Старые региональные элиты уступают место федеральным структурам, способным освоить миллиардные потоки более эффективно и под контролем Москвы. Эпоха «богатеть по недосмотру» действительно заканчивается – но не потому, что недосмотр исчез, а потому, что он становится более избирательным.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: