Проигрыш для выпускников: почему идея Татарстана о возвращении системы распределения неактуальна


Совет законодателей не поддержал инициативу Госсовета Татарстана о возвращении системы распределения выпускников-бюджетников для решения вопроса нехватки кадров. Республика уже переделывала проект закона, но его вновь отправили на доработку. В федеральном центре подчеркивают, что документ в нынешнем виде противоречит пункту Конституции РФ о свободном труде.

Я не сторонник идеи, которую предложило правительство Татарстана, потому что в лучшем случае мы можем гарантировать такое распределение, если речь идет о государственном секторе экономики или об организациях социальной сферы. Навязать бизнесу выпускников мы не сможем, если только это не крупное предприятие, которое может прогнозировать и все время предоставлять какое-то количество вакансий. Но если мы говорим о среднем и малом бизнесе, то он очень подвижный: предприятия могут открываться и закрываться, менять свой профиль деятельности. В этом смысле они не могут гарантировать, что готовы взять выпускников. Таким образом, создать систему долгосрочных договорных отношений вместе с бизнесом, чтобы он ответственно брал себе на трудоустройство выпускников, мне кажется, очень рискованно.

Сегодня мы говорим о серьезном дефиците кадров, он обусловлен несколькими причинами: перестройкой опоры экономики на внутренние ресурсы, реиндустриализацией очень многих регионов. Конечно, проведение СВО и мобилизация отвлекли часть трудоспособной молодежи, которая могла бы работать в экономике. Часть уехала из-за опасений. К тому же сейчас в регионах, в том числе в Татарстане, идет снижение рождаемости. Исходя из этого, можно сказать, что беспрецедентный спрос на рабочую силу превышает предложение, но решить вопрос административными методами закрепления и распределения выпускников достаточно сложно. Более того, многие выпускники еще во время учебы начинают работать и встраиваться в те производства и организации социальной сферы, которые для них интересны. И если им предоставляют работу, они не будут ждать распределения. В Советском Союзе это жесткое распределение свою эффективность не демонстрировало. Многие старались избежать его и получить «свободный» диплом, кто-то пытался за счет семейных проблем решить ситуацию. В любом случае, если мы не говорим о возвращении крепостного права, распределение подразумевает трехлетние необходимые отработки, после чего начинаются перемещения рабочей силы. В этом смысле проблема заполнения вакансий может не решиться полностью. Здесь я вижу больше ответственности со стороны работодателей, в первую очередь речь идет о частном бизнесе, крупных акционерных предприятиях, которые могли бы предлагать выпускникам вакансии и думать об условиях труда, льготах и так далее. Здесь может быть конкуренция за выпускников, но на тех условиях, которые может предложить работодатель. Но эти вакансии могут предлагаться не только в рамках нашей страны, они могут поступать и от дружественных стран. Здесь политика предприятий по заполнению вакансий, на мой взгляд, должна быть связана с созданием привлекательных условий труда в широком ореоле: и в регионах нашей страны, и в регионах зарубежья.

Если речь идет о жестком закреплении, я вижу риск освобождения предприятий от необходимости повышения зарплаты, создания привлекательных условий труда.

В интересах Татарстана поддержка бизнеса, который сейчас испытывает дефицит кадров, и разделение ответственности за снижение себестоимости продукции, потому что любое повышение оплаты труда для работников означает и увеличение издержек. Это проигрыш для выпускников в профессиональном развитии и стартовых ожиданиях.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: