Проблемы российской медицины: почему не справляется Минздрав


Президент РФ Владимир Путин раскритиковал ситуацию в первичном звене здравоохранения, назвав причиной провала отсутствие модернизации, пишет rg.ru.

Российский лидер поручил кабмину сформировать к 1 октября принципы модернизации первичного звена здравоохранения в стране; регионам на разработку подобных программ дали чуть меньше года.

Меры заявлены очень серьезные, и проблема в том, что, когда читаешь стенограмму совещания, не покидает мысль, что на уровне президента этих задач не решить. Уровень поставленных проблем, которые обращены к главе государства, таков, что буквально он должен оставить все другие дела и заниматься исключительно вопросами здравоохранения. На мой взгляд, это главная проблема того, что там прозвучало. На президента было вывалено порядка 15 направлений, начиная от основных фондов, заканчивая зарплатами врачей, кадрами, информатизацией, лекарствами и так далее. Можно представить себе человека, который все это слушает и, наверное, думает: «Вот я попал». В общем, какой-то нереальный объем, и на каждое слово министр здравоохранения говорит: «Дайте поручение таким-то министерствам и ведомствам». Тут же напрашивается вывод, что, кроме того, чтобы решить проблему, нужно что-то делать системно с точки зрения структуры управления – получается, у Минздрава нет компетенций для решения этих проблем. Это действительно так, и это критично, потому что за всем бегать к президенту и решать через него проблемы совершенно невозможно. В этом смысле нужна какая-то надстройка практически над правительством, какое-то межведомственное образование типа совета при президенте, которое будет иметь реальные полномочия и будет заниматься не только медициной, но и вообще вопросами укрепления здоровья. Это первое.

Второе. Даже если смотреть на стенограмму совещания, то можно понять, что Минздрав просто разрывается на части. С одной стороны, министерство просит президента дать поручения федеральным органам власти, а с другой – так же просит его дать поручения губернаторам, то есть у Минздрава отсутствуют коммуникации с регионами. Нужна централизация власти, потому что получается, что Минздрав ничем не управляет, и это так и есть – здравоохранение у нас посубъектовое. Когда президент полгода назад на таком же совещании, но по лекарствам разводил руками по поводу того, как цена на лекарства в соседних регионах может отличаться в 59 раз, то это к вопросу о том, что у нас нет единой системы здравоохранения. И как раз вчера Вероника Скворцова многократно произносила такие слова, как планирование, распределение и так далее, а у самого Минздрава денег нет вообще, все деньги у его подразделения – у Федерального фонда обязательного медицинского страхования, который по закону является даже не структурой, а отдельной службой. То есть Минздрав вообще ничем не управляет, являясь только координатором работы. Эта ситуация должна быть изменена – у Минздрава должны быть деньги, полномочия. Тогда мы вправе будем ожидать, что у министерства будет и ответственность. Это одна из ключевых проблем, которую необходимо решать.

В пул того, о чем говорила Вероника Скворцова, попало наше очень важное предложение, что будет не только средняя зарплата врачей относительно региональной заработной платы 200 %, но и что будет минимальная 170 % от средней, то есть колебания могут составлять 1,2–1,3 коэффициента: различия между зарплатами не могут превышать, грубо говоря, 30 %. Это очень серьезно, дабы не возникало диспропорции, когда один получает 20 тысяч рублей, другой – 200 тысяч рублей, а в среднем они получают 110 тысяч рублей.

На мой взгляд, критично то, что очень узко упомянута проблема лекарственного обеспечения только в отношении угрозы повторных инфарктов и инсультов. Это, конечно, тоже хорошо, но явно мало, потому что у нас понятие медпомощи, которое раскрывается через стандарты, включает в себя лекарственное обеспечение. Соответственно, лекарства должны быть бесплатными по стандартам, а не клиническим рекомендациям. Пока, к сожалению, эта задача опять не поставлена, а это часть работы первичного звена. Когда в очередной раз мы начинаем обсуждать цены на перечень жизненно необходимых препаратов – это бред, во всех нормальных странах такие лекарства для людей бесплатные.

Общее впечатление от совещания у меня на редкость за последнее время хорошее. В первой части, где идут реляции, доклад не понравился. Например, говорилось, что 60 % здоровья населения зависит от первичной помощи. Это, конечно, абсолютная нелепость. То есть та часть, в которой была победная реляция, как все хорошо и замечательно, совершенно не связана со второй частью доклада, где говорилось, что надо делать все если не с нуля, то все равно очень много. И в этой проблемной части доклад оказался очень содержательным, я даже сегодня поблагодарил министра здравоохранения и попросил о встрече, чтобы уточнить некоторые детали.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: