Проблема с задержкой поставки продуктов на Дальний Восток – неординарная
Камчатка, Чукотка и некоторые другие регионы всегда характеризовались как субъекты, куда большая часть грузов должна завозиться морским транспортом или авиацией. Такая доставка имеет ограниченный по срокам характер. Поэтому в советские и постсоветские годы функционирования Госкомсевера и других организаций, курирующих этот вопрос, существовал завоз продукции, топлива и различных товаров, который имел ограниченный характер. С такими вводными данными критичная ситуация периодически может возникать на разных направлениях, не только на Камчатке и Чукотке. Причем может возникать по самым разным причинам – и чисто природным, и техногенно-аварийным, и даже политическим.
То, что случилось сейчас во Владивостоке с задержкой доставки грузов в порты тихоокеанского побережья, – дело вполне возможное, но, конечно же, неординарное. Какие-то действия там, безусловно, должны быть предприняты, чтобы выправить ситуацию. Камчатка и Чукотка хоть и являются полуостровами, но, по сути, находятся на островном положении по отношению к другим частям страны.
Возможно, определенная переориентация каких-либо направлений поставки грузов, которая сейчас происходит в том числе в портах Дальнего Востока, как раз будет дискриминировать отдельные направления. Мне, правда, кажется немного странным, что излишняя загрузка Транссиба дает соответствующий сбой поставок продукции на Камчатку и Чукотку.
Возможно, существующих мощностей и технологических возможностей, которые есть во Владивостокском порту, просто не хватает для перевалки такого количества контейнеров. Это выглядит странно, но, возможно, такая ситуация сложилась в результате какой-то новой конфигурации. Сейчас, наоборот, активно говорят об использовании Северного морского пути, подразумевающем на самом деле не только проход судов по Северному Ледовитому океану, но и их переход в северные части Тихого океана, как раз от Приморья или других зарубежных портов через Камчатку и Чукотку до Берингова пролива и затем выхода в Северный Ледовитый океан. В этой связи очень странно выглядит то обстоятельство, что при активизации использования Северного морского пути товары до Камчатки и Чукотки доходят в дефиците, если можно так сказать.