В общей сложности 15 человек задержаны МВД и ФСБ по подозрению в участии в массовой драке в селе Чемодановка под Пензой. По одной из версий, конфликт начался из-за того, что молодые цыгане начали приставать к местным девушкам и угрожать им насилием. Группа возмущенных селян отправилась «разбираться» с цыганами. Один из жителей Чемодановки от полученных в результате драки травм скончался, еще несколько пострадали.

На следующий день местные жители, пытаясь привлечь внимание к проблеме, перекрыли федеральную трассу М-5 «Урал», проходящую возле села, из-за чего на шоссе образовалась многокилометровая пробка.

Любая информация о цыганах подается в СМИ не как о части российского общества, населения, а как о некоей отдельной общности людей. Читаю новости о Чемодановке: «местные жители и цыгане», несмотря на то что цыгане тоже местные жители, или «люди подрались с цыганами» – выходит, что есть люди и есть цыгане; или «россияне подрались с цыганами», а ведь они такие же граждане России. То есть очень много стереотипов. Многие помнят из школьной программы, как у А. С. Пушкина: «Цыгане по Бессарабии кочуют». Например, у меня спрашивают, почему цыгане приехали из Молдавии в Московскую область, Санкт-Петербург. А ведь они живут по соседству уже 300 лет. Но каким-то образом в информационном поле постоянно закрепляются эти стереотипы: есть люди – и есть цыгане, есть местные жители – и цыгане, сколько бы лет они там ни прожили. И это играет очень большую роль.

Я бы сказала, что проблема не в отсутствии интеграции цыган, а в деградации самой интеграции. Показатели интеграции в 1980-х были в разы выше, можно было получать специальное среднее образование, были соответствующие условия. В советское время этой проблемой занимались, а сейчас нет целенаправленных программ. Хотя надо отметить, что у нас еще есть шанс не упустить полностью этот вопрос. У нас до сих пор самое многочисленное цыганское студенчество, притом что в России далеко не самое большое население цыган. В Венгрии и Болгарии, например, цыган больше. Поэтому объективно в абсолютных значениях наше студенчество крупнее по численности, чем в странах, где цыган проживает больше.

То есть говорить, что цыгане не интегрировались в российское общество, нельзя. Дело в том, что сейчас происходит потеря того, что было достигнуто. То есть горожане еще держатся, у них устоялась какая-то культура, а в поселках я, например, видела людей, которые расписывались в паспорте, ставя горизонтальную черточку, потому что их детство пришлось на 1990-е, жили на отшибе, школьный автобус перестал ходить. Ехать до школы было опасно, это было сопряжено с финансовыми сложностями. Сейчас там, где местные власти не поленились и организовали автобусы, дети снова посещают школы, читают книги. Но есть места, где до сих пор говорят: «Вы меньшинство, идите отсюда».

Если говорить именно о конфликте в Чемодановке, то выясняются интересные обстоятельства. Оказывается, там не было полиции. Губернатор области спросил, где же обращения в полицию, если были попытки изнасилования. А оказывается, что ее и нет. Когда началась драка, вызвали какую-то полицейскую машину. Она приехала издалека, посмотрела на происходящее и вызвала ОМОН, который прибыл на место под конец этой драки, когда уже было пять пострадавших. А местный глава быстро написал заявление по собственному желанию  просто взял и ушел в отставку, то есть не решал проблему вообще. Самое главное – то, о чем с губернатором Пензенской области разговаривали местные жители, когда он приехал. Они говорили об убитом? Нет. Большую часть этой встречи они жаловались на то, что у них нет полиции, нормальных дорог, канализации и так далее, то есть нет нормальных условий для жизни.

В Интернете гуляет мем: девушка в старинном платье идет с рыбой, а вокруг нее вьются надписи, которые перечисляют все ее беды, и заканчивается все это фразой «Еще рыба эта!». Представим людей, которые даже за медицинской помощью вынуждены ехать за несколько километров, к тому же по плохим дорогам, а тут еще «рыба эта», то есть в данном случае конфликт с цыганами, который перерос в массовую драку. При этом надо отметить, что такие конфликты каждый раз происходят не в каком-то обеспеченном городе, потому что если у человека возник какой-то конфликт, то он пойдет к участковому, выберет цивилизованный способ. На моей практике было, что на цыган жаловались участковому. А если жизнь не внушает оптимизма, а по телевизору люди видят, что есть и другая, они же понимают, что это ненормальная ситуация, и для конфликта достаточно любого повода. Подобные конфликты происходят в небольших поселках, проблемы там могут копиться годами, как с цыганами, так и без, и в какой-то момент это может вспыхнуть, как подсохшая солома, в которую кинули спичку.

Фейков на эту тему сейчас достаточно много. Но надо отметить, с какой пожарной скоростью эти фейки распространяются. Выходит, что людям очень хочется верить, что будет кровопролитное сражение и надо в бой. Это значит только то, что у людей накопились напряжение, агрессия; вытащи «рыбу эту» – и они уже готовы драться.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: