Прийти к реальным показателям: как сделать отчеты власти честными


В Ялте прошло заседание президиума Госсовета с участием российского лидера Владимира Путина. В центре внимания были национальные проекты в рамках реализации майского указа главы государства. Впервые президент РФ обсуждает его выполнение не только с министрами, но и с главами регионов. Президиум Госсовета проходит в новом формате. Президент отметил, что важно добиваться конкретных результатов на территориях, чтобы люди увидели эти изменения в реальности, а не на бумаге.

Традиционным инструментом измерения подобных результатов являются социологические опросы. Они могут касаться как населения региона в целом, так и отдельных целевых групп. Например, рейтинг инвестиционной привлекательности АСИ в своей основной части строится на опросах предпринимателей в том или ином регионе. В этой связи, наверное, конкретным измерителем реальных показателей может стать оценка целевой группой того или иного вопроса.

Нужно также понимать, что просто благие намерения по поводу необходимости добиваться хороших результатов, а не каких-либо отчетных форм, наталкиваются на традиционную бюрократию. Фактически вся государственная система в значительной степени замыкается на формах отчетности, а не на результатах. Мы понимаем, что на каждом уровне управления (и не только в органах госвласти) резко увеличилась форма отчетности в связи с тем, что в разных госучреждениях введена форма эффективных контрактов. В данных документах описаны не столько какие-то фактические данные, сколько значения, отражающиеся в тех или иных параметрах целевых показателей. Но мы понимаем, что не всегда целевые показатели говорят о реальном положении дел. В целом система стремится к этому прийти.

Осознание того, что показатели не всегда отражают реальное положение дел, мы наблюдали несколько лет назад, когда при активном внедрении госпрограмм разные методические указания, которые на этот счет были в тот момент разработаны, сводились к необходимости различать результаты непосредственные и конечные (при реализации госпрограмм). Что имеется в виду? Например, можно разработать блестящую программу здравоохранения, в которой будет написано в качестве непосредственных результатов строительство новых медучреждений, приобретение высокотехнологичного оборудования или даже количество проведенных медицинских операций на нем и так далее. Но это будут непосредственные результаты.

Понятно, что обществу от программы развития здравоохранения нужно не это, а то, что называют конечными результатами, – повышение продолжительности жизни, снижение заболеваемости. Аналогичные действия касаются и других отраслей, поэтому многие государственные программы сейчас критикуются с точки зрения того, что в них отражены интересы развития самой отрасли, а не чаяния общества или бизнеса в этой области. То есть мы в конечном счете развиваем образование не только для того, чтобы у учителей были высокие зарплаты и появлялись красивые школы, а чтобы наши дети от таких высококвалифицированных специалистов в хорошо оборудованных помещениях получали блестящие знания и навыки, которые им пригодились бы в дальнейшей жизни. Аналогичным образом построены и другие госпрограммы и стратегические документы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: