При реализации новых нацпроектов роль губернаторов – глав комиссий Госсовета будет более весомой, чем раньше


Президент России Владимир Путин предложил расширить полномочия губернаторов – председателей комиссий Госсовета, которые будут участвовать в подготовке новых национальных проектов. Они войдут в проектные комитеты по нацпроектам в качестве заместителей руководителей.

В лексике и президента страны Владимира Путина, и председателя правительства Михаила Мишустина появилось много новых понятий, связанных с нацпроектами. В частности, председатель правительства отметил важность декомпозиции показателей достижения национальных целей, что также говорит о том, что региональный уровень реализации нацпроектов будет отслеживаться по-новому. Соответственно, роль руководителей регионов, которые будут вовлечены в этот процесс активнее, должна быть более весомой, в том числе через вхождение в проектные комитеты руководителей профильных комиссий Госсовета.

Сами губернаторы в данном случае оказываются в двойственном положении. С одной стороны, они должны по-прежнему лоббировать интересы своего региона, который имеет определенные показатели, характеризующие тот или иной уровень вовлеченности субъекта в реализацию данного проекта. С другой стороны, будучи председателями комиссий Госсовета, губернаторы выступают синтезаторами тех идей и предложений, которые высказываются в ходе работы соответствующей комиссии. Нужно понимать, что не всегда индивидуальная позиция конкретного субъекта РФ будет совпадать с позициями большинства других регионов. Поэтому можно представить сложности, с которыми столкнутся такие главы регионов, когда будут доносить мнения субъектов наверх.

Тем не менее за последние несколько лет подобная практика была достаточно активно отработана. Госсовет показал свою жизнеспособность и эффективность встроенности в систему государственного управления в нашей стране, поскольку сами межрегиональные различия весьма высоки, с одной стороны, а с другой – коллективного института для донесения позиции регионов на федеральный уровень (кроме Госсовета) всегда не хватало. Совет Федерации, который является палатой регионов, все-таки нацелен на реализацию иных задач, чем просто донесение мнений регионов. Госсовет подходит лучше для такой функции.

Губернатор Новгородской области Андрей Никитин возглавляет одну из наиболее значимых профильных комиссий Госсовета, нацеленных на реализацию задач социальной политики. Поэтому во время заседания он сделал акцент на реализации нацпроекта «Семья». В этой связи есть понимание, что для успешности достижения показателей, которые обозначены в рамках данного нацпроекта, нужно искать опору не только в крупных мегаполисах, но и как раз в малых городах, часто остающихся вне внимания в рамках общей федеральной повестки. При этом не зря Никитин отметил, что именно в малых населенных пунктах проживают 40 млн человек – весьма значимая часть российских граждан. Потерять этот потенциал для того, чтобы достичь общей национальной цели, наверное, нельзя.

Инициатива, озвученная президентом РФ еще в ходе послания Федеральному собранию и закрепленная в указе № 309, о списании 2/3 задолженности по бюджетным кредитам из федерального бюджета до сих пор не нашла формального инструментария в силу разных причин. В том числе в силу того, что это весьма необычные для бюджетной и долговой политики действия, которые должны найти и формальное отражение в виде соответствующей финансовой отчетности, и реальное воплощение. Предполагается, что такое списание должно сопровождаться направлением освобождающихся финансовых ресурсов на реализацию инвестиционных и инфраструктурных проектов. В данном вопросе возникает активная дискуссия, отражающая позицию самых разных сторон. Во-первых, регионов, различающихся не только по уровню бюджетной обеспеченности, но и по объему накопленного долга, потенциалу реализации новых инвестиционных проектов и так далее. С другой стороны, есть разные позиции и взгляды на данный процесс со стороны Минфина, Минэкономики, Счетной платы, депутатов. В этой связи выработать согласованную позицию, чтобы учесть максимально разные интересы, достаточно сложно. Именно эту мысль и доносил в ходе выступления глава Челябинской области Алексей Текслер на заседании совета. Его идея сводилась к тому, чтобы учесть интересы регионов, у которых списание такой задолженности будет вызывать сложности в поиске новых инвестпроектов, нацеленных на экономическое развитие. У многих субъектов существуют инвестпроекты, которые имеют важное значение для регионального развития, но вряд ли могут быть оценены с точки зрения традиционных подходов, применяемых при инвестиционном анализе в части выявления эффективности и других позитивных параметров. Упоминалась главой Челябинской области ситуация с заменой лифтов, которая вряд ли может быть нацелена на развитие региона, но жизненно необходима для решения накопившихся проблем в ЖКХ в субъектах. В этой связи и обсуждалась важность выработки всесторонне учитывающих интересы регионов механизмов списания части задолженности.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: