При подготовке к выборам в Госдуму партиям важно учитывать проблемы и потребности регионов
Для регионов перед выборами в Госдуму в 2026 году установлены предварительные целевые показатели – от 55% голосов за «Единую Россию» при явке не менее 55%, сообщают СМИ по итогам семинара для вице-губернаторов в Мастерской управления «Сенеж».
Показатели «Единой России» на уровне 55% голосов при 55% явки – это достижимая задача, особенно учитывая специфику текущей ситуации: общепатриотические подъемы, консолидация вокруг власти. Если СВО будет благополучно завершена либо будет проходить в позитивном ключе и не приносить чрезмерных потерь и разрушений, то поддержка будет сохраняться.
Кроме того, проблемы испытывают КПРФ и СРЗП, в которых происходит весьма существенное и заметное старение руководства и нет идеологического обновления. Если они не смогут сделать из этого адекватные выводы и предложения для своих избирателей, то могут потерять часть электората. Для СРЗП это вообще фатально, поскольку она балансирует на грани непрохождения в парламент – это может дать дополнительные голоса ЕР. Это проблема, которую осознают КПРФ и СРЗП и либо принимают решения, либо нет. Например, когда был осуществлен переход к пропорциональной системе выборов, ЕР полностью переформатировала свои идеологические матрицы, создала не только Стратегию-2020, но и программу «План Путина»: для каждого региона были прописаны социально-экономические задачи, достигнутые впоследствии.
Что касается плановых показателей в регионах, то есть традиционные административно голосующие субъекты — это республики Северного Кавказа, некоторые республики Поволжья и так далее. Там, скорее всего, параметры будут завышены. Есть территории с более либеральным населением, например Ярославская область, северные регионы, Вологодская и Архангельская области, которые тоже иногда показывают достаточно высокий процент поддержки ЕР. В ДНР, ЛНР, Курской, Липецкой, Брянской областях, в Крыму могут быть головокружительные результаты, если СВО позитивно закончится, и некоторые проблемы, если обстрелы и террористические акции продолжатся. Традиционно были проблемы в Приморье, Хабаровском крае (пока не появился новый губернатор, но эти проблемы могут вернуться). Главы регионов чаще идентифицируются в сознании народа с «Единой Россией». Неудачные высказывания, действия, неподобающее пренебрежение могут повлиять на результаты.
Для партий непарламентского списка 2025 год последний, когда они могут получить возможность выдвигать кандидатов без сбора подписей. Для этого им нужно победить как минимум в одном регионе по пропорциональной системе выборов – набрать более пятипроцентного или семипроцентного порога в зависимости от регионального законодательства. В этом случае количество соискателей может увеличиться. Так, 2025 год покажет, какие из партий смогут запрыгнуть в какой-то из региональных парламентов и обеспечить себе относительно свободное прохождение на стартовом этапе выдвижения в Госдуму. Кроме того, необходимо учитывать проблемы КПРФ и СРЗП: позиция преемника будет достигаться в достаточно серьезном внутрипартийном конфликте. Даже если администрация президента постарается минимизировать всплески энергии, все равно какие-то внутрипартийные конфликты будут. Это может как усилить партию, так и ослабить ее.
Относительно основных тем кампании стоит отметить, что часть проблем зависит от того, насколько тема СВО будет актуальна в тот момент. Актуальность тем в 2026 году зависит прежде всего от того, удастся ли Западу нанести урон нашей экономике и социальной сфере. Пока это не удавалось, несмотря на достаточно жесткие санкции. Второй вопрос – СВО, которая либо продолжается в горячей фазе, либо завершается, либо зависает в промежуточной фазе. Тематика выборов зависит и от того, совершит наша экономика технологический рывок за счет отказа от импорта или, наоборот, не справится с технологическими задачами.
Так как кампания федеральная, основную роль будет играть федеральный центр. Но важно учитывать проблемы и потребности регионов. Например, программа «План Путина» была не только федеральной программой – она была создана для каждого из округов. Люди понимали, что открываются не абстрактные российские показатели и возможности, а локальные, региональные. Это достаточно мобилизующе действует на избирателей.