Предвыборный отчет: как Беглов перехватил повестку оппозиции
Врио губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов выступил в Законодательном собрании с отчетом об итогах деятельности за 2018 год, сообщают СМИ. Речь шла не только о результатах работы, но и о планах на будущее. По словам Беглова, их цель – «устойчивая динамика позитивных перемен».
В развитии Петербурга определены четыре стратегических приоритета: город должен стать комфортным, социальным, умным и открытым. Реализация этих задач потребует серьезных финансовых затрат, поэтому объем городского бюджета должен быть увеличен до 1 трлн рублей, заявил врио губернатора.
То, что отчет будет использован в качестве предвыборного действия, ожидалось, и именно это и произошло. Вполне понятно с точки зрения человека, который сейчас находится в должности, – вряд ли кто-то отказался бы использовать такой шанс. Выступление было скорее посвящено будущему, чем каким-то уже реализованным вопросам, и об этом все говорили. В Законодательном собрании именно так и оценили выступление.
Говорить о том, что это сколько-нибудь цельное или полное выступление, я бы не решился, тем более что сам Беглов это подтвердил. Когда одна из депутатов ему вчера задавала вопрос, она обратила внимание, что отсутствует упоминание о промышленности. Беглов с этим согласился, правда, отметив, что если бы он еще это написал, то за полтора часа не закончил бы свое выступление. Поэтому, конечно, это не полная программа, и я бы даже не воспринимал это как программу. Но то, что было сделано программное заявление, – это безусловно.
Сейчас «воруется» повестка, которая в действительности поднималась петербургской оппозицией – системной и несистемной. По сути, то, что прозвучало в ходе данного выступления, – это некая компиляция тех требований, тех вопросов, которые высказывались в Петербурге в течение последних пяти лет. Но то, что в этом нет никакой системы, – это тоже достаточно очевидно. Многое из того, о чем говорил Беглов, оставляет вопросы с точки зрения именно обеспеченности экономическими расчетами. Можно много чего наобещать людям, но если у тебя нет денег, то понятно, что все кончится очень нехорошо. Комментарии вчера были достаточно комплиментарными, но сказать, что люди были удовлетворены, я бы поостерегся.
Попытка перехватить повестку в Петербурге предпринята, но лично для меня большой вопрос, удалась ли она. Когда ранее российского лидера Владимира Путина напрямую спрашивали о возможности какого-то федерального участия в решении петербургских вопросов, он делал все возможное, чтобы дистанцироваться и эти обсуждения не выводить в публичное пространство. Это было достаточно давно, может быть, 2008 год. За это время многое изменилось, и если еще существовали какие-то определенные возможности, то сегодня они упущены, упущены достаточно катастрофически, потому что мы видим, как изменился мир после 2014 года, как изменилась ситуация вокруг России, в самой России. У нас сейчас есть целый ряд сформировавшихся вызовов в самых разных регионах, у нас есть Дальний Восток, который объективно нуждается в развитии, и это развитие необходимо стране. У нас есть Урал, у нас есть Сибирь, есть Поволжье, сейчас у нас есть Крым, есть целый ряд национальных республик, и они не просто нуждаются в поддержке со стороны государства – в интересах самого государства эту поддержку оказать. И Санкт-Петербург в этом списке последний.
Во-первых, Северная столица всегда была регионом-донором, во-вторых, Путин с очень большим трудом сейчас пошел на те шаги, которые были сделаны в отношении Петербурга и петербуржцев. Я думаю, что здесь у него есть какой-то старый пунктик, он боится оказаться не президентом всех россиян. Это очевидный болезненный момент, который мешает ему сколько-нибудь активно вмешаться в ситуацию в городе. Но самая большая беда в том, что объективно сегодня деньги нужны в других регионах, и они уйдут туда независимо от того, нравится это питерцам или нет.
Самый яркий пример – судостроительная верфь «Звезда» на Дальнем Востоке. Это тот пример, который каждый петербуржец должен держать в уме, потому что все проекты, которые уже строятся и будут реализовываться на Дальнем Востоке, – они «петербуржские». В значительной степени это петербуржские разработки, там многое сделано петербуржцами. Но с точки зрения интересов государства, с точки зрения того, что государству сейчас потребовались очень большие суда, которые на Неве строить, мягко скажем, затруднительно в силу их размеров, а потом их надо выводить куда-то, а это достаточно далеко и сложно, решение строить их на Дальнем Востоке абсолютно понятно и логично, но для Северной столицы это колоссальный удар по экономике. И мы сейчас видим, что судостроительная отрасль адекватного замещения не получает, а без определенных действий со стороны власти и не получит. Это должны быть осмысленные и системные действия российских властей, петербуржских властей, но пока этого нет, пока даже нет понимания, что и как в этой ситуации делать.