Праймериз ЕР становятся механизмом разрешения внутриэлитных конфликтов
Большой избирательный цикл, который закончится парламентской кампанией 2026 года, начинается в благоприятных для власти условиях с точки зрения общественного мнения. Уровни поддержки власти высоки. В этой ситуации усиливается инерционный характер тактики оппозиционных сил, а пространство для маневра «Единой России», напротив, расширяется.
Что касается результатов праймериз ЕР, то, как говорил секретарь генсовета ЕР Владимир Якушев, только небольшая часть действующих депутатов сохранилась, произошло значительное обновление, практически достигнут гендерный баланс, большая доля молодежи. То есть картина вполне позитивная, а главное – заранее купированы, преодолены, в том числе в ходе праймериз и при участии политических менеджеров ЕР, целый ряд внутриэлитных и политических конфликтов, которые несли в себе серьезный потенциал.
АПЭК выделяет несколько групп регионов, в которых региональной власти и «Единой России» необходимы дополнительные усилия для нейтрализации вызовов в ходе кампании-2025.
- Регионы, где возможно объединение значительной части элит и протестно настроенных групп населения вокруг ресурсного и узнаваемого игрока. Яркие примеры – Иркутская область (губернаторская кампания), Хакасия (муниципальные выборы) и Республика Коми (выборы главы республики, депутатов Госсовета и Совета Сыктывкара). Специфика этих регионов весьма различна.
В Иркутской области значительна вероятность конкурентной кампании в случае официальной регистрации в качестве кандидата в губернаторы депутата Госдумы от КПРФ и экс-главы региона Сергея Левченко. За последние несколько лет электоральная поддержка КПРФ в Приангарье существенно снизилась, но угроза конкурентной кампании, понимаемая, конечно, не как второй тур, а как значительная доля голосов, отданных за кандидата от КПРФ, сохраняется. Дополнительным фактором для консолидации элит вокруг губернатора Игоря Кобзева стали договоренности с ключевыми внутриэлитными группами.
В Республике Коми наличие центра консолидации протестного электората на базе КПРФ создает дополнительные вызовы. Но тем не менее мы видим, что Гольдштейн эффективно выстраивает широкую внутриэлитную коалицию, мы видим поддержку Гольдштейна различными федеральными политиками. Я полагаю, что регион не будет простым, но ситуация там кардинально улучшилась, если исходить из интересов власти и ЕР в широком определении.
В Хакасии, Забайкалье, Якутии нужна дополнительная ставка на муниципальные элиты. Там, где муниципальные элиты в состоянии быть субъектными и контролировать ситуацию, власти должны относиться к ним с большим доверием.
- Регионы, в которых внутриэлитный баланс остается неустойчивым после смены губернаторов в 2024–2025 годах. Среди примеров можно отметить Самарскую и Ростовскую области.
- Регионы, где при ослаблении части оппозиционных игроков сохраняется протестный потенциал. Примеры – Томская, Новосибирская, Костромская области, Забайкальский край, а также Якутия. Однако центров кристаллизации этого протеста я не вижу, ситуация в этих регионах улучшилась за последние месяцы. Прогноз АПЭК – вероятное улучшение результатов провластных кандидатов на выборах в этих регионах по сравнению с аналогичными выборами 2020 года.
- Регионы с ограниченным протестным потенциалом, но с конкуренцией нескольких влиятельных внутриэлитных групп, в том числе остающихся в лояльном поле. Это прежде всего Воронежская область.
В целом тонкая настройка, механизм согласования, механизм внутриэлитных консультаций, ставка на перезагрузку муниципальных элит – все, что было заявлено Якушевым еще в октябре прошлого года, на праймериз дало результат. Конфликты снижаются, внутриэлитные договоренности достигаются, угрозы ЕР на выборах разного уровня ослабевают. В этом смысле праймериз становятся механизмом разрешения внутриэлитных конфликтов и произошла малая перезагрузка правящей элиты в регионах.
Из выступления на заседании клуба «Регион».