Появление кураторов-вице-премьеров говорит о кризисе института полпредов


Я думаю, причина появления кураторов в лице вице-премьеров — это прежде всего  позитивный опыт Юрия Трутнева, который одновременно был и вице-премьером, и министром по развитию Дальнего Востока. Так что это экстраполяция успешных методик на всю страну, потому что координация межрегиональных связей и стратегическое планирование в разрезе макрорегионов выходят на передний план, особенно с учетом новых полномочий регионов в борьбе с пандемией.

Мы видим, что межрегиональные связи находятся под угрозой, когда регионы пытаются вводить чуть ли не блокпосты на дорогах, как-то отстраниться, обособиться от соседей. Единство страны в некотором роде оказывается под угрозой. Институт полпредства появился как раз в подобной ситуации, когда в стране единое правовое поле было размыто. Сейчас оно существует, но дополнительные полномочия регионов приводят к тому, что появляется дисбаланс в управленческих и организационных решениях, который нужно компенсировать на федеральном уровне. И кому, как ни правительству, этим заниматься?

Это опять-таки говорит о некоем кризисе института полпредов, поскольку это важный инструмент, который необходим для унификации законодательства, для единства страны, для подавления амбиций местных элит. Но в данный момент институт полпредства переживает явный кризис, мы не видим, кроме нескольких полпредов, какой-то активности. Важен и тот факт, что Сибирский федеральный округ продолжительное время вообще остается без фигуры полпреда. Все это говорит о том, что этот институт уже не является системообразующим. Ему не хватает реальных полномочий. А на уровне вице-премьера этими полномочиями люди обладают, равно как и аппаратным весом для решения проблем федеральных округов. Поэтому такое совмещение, с одной стороны, может привести к определенной конкуренции с институтом полпредства, с другой — свидетельствует о том, что институт полпредства нуждается в серьезном реформировании.

Что касается Дмитрия Чернышенко, почему именно он будет курировать Поволжье, то тут логика в том, чтобы, видимо, дополнительно не усиливать Марата Хуснуллина, который и так обладает солидным политическим весом за счет руководства строительной отраслью. Придание дополнительных полномочий в регионе, который для него является базовым, может привести к диспропорциям среди вице-премьеров. Очевидно, что дополнительно усиливать Хуснуллина нет никакой необходимости. У него и так достаточно полномочий и, может быть, даже избыточное влияние. Поэтому было принято решение назначить Чернышенко как более нейтрального в регионе человека. Ну а назначение Хуснуллина привело бы к тому, что роль Татарстана в ПФО еще более усилилась бы. А я считаю, что задача нового кураторства заключается в том, чтобы подтянуть отстающие регионы, а не дать дополнительные преференции регионам, которые и так развиваются достаточно успешно. Чернышенко известен как опытный и успешный организатор, что продемонстрировал пример сочинской Олимпиады. Он в состоянии хотя бы наметить основные направления развития отстающих регионов.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: