Повышение цен в торговых сетях — это желание получить сверхприбыль
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) начала проверки крупнейших торговых сетей России в связи с жалобами граждан на рост цен. ФАС намерена оценить ценообразование торговых сетей и выяснить причины роста стоимости товаров, сообщает «Коммерсантъ».
Понятно, что до конца проверить, что происходит в сетях, можно, заглянув в их учетные документы и посмотрев внутренние распоряжения, поняв, как они формируют ценообразование. Объективности ради стоит сказать, что сегодня у нас конкуренция с сетями достаточно сложная. Многие производители пытаются войти в сети и готовы в этом плане даже очень серьезно снижать свои закупочные цены – только потому, что вопрос сбыта сегодня первоочередной и стоит остро. Сети этим очень активно пользуются. Учитывая, что они известны покупателям своим качеством, покупатель в первую очередь пойдет посмотреть товар в любой из сетевых магазинов, нежели к какому-то ИП или частному сельскохозяйственному производителю, который выставился где-то на ярмарке. Такой подход довольно спорный, но тем не менее сегодня большинство потребителей именно так смотрят на ситуацию.
Мы видим, что цены, формирующиеся в сетях, в заметной степени отталкиваются от уровня маржинальной прибыли, которую ставят перед собой сети. Видя, что спрос от этого не падает, они потихонечку цены поднимают, поднимают, поднимают. В результате получается то, что получается. Ситуация, имеющая место сегодня, понятное дело, связана с необходимостью покупателей что-то покупать, но при этом и с желанием сверхприбыли самих сетей.
Что касается коронавируса и остальных факторов, которые негативно влияют на развитие экономики, то сети в любом случае перестраховываются, понимая, что в какой-то момент они могут из-за снижения спроса что-то недополучить. Они, конечно, стараются поднять заранее цены, получив чуть больше денег сегодня на случай, если завтра не получат ничего или получат меньше. Это своего рода негативная игра сетей на опережение. У потребителей, к сожалению, нет особых альтернатив. В крупных городах точно сложно варьировать: вокруг в основном сетевые магазины, а больше почти ничего нет, только ярмарка выходного дня, например, в Москве, но больше никаких вариаций особо нет. Конечно, покупатель в любом случае придет, особенно за сезонными овощами и фруктами, в сеть, хотя качество там тоже достаточно скромное.
На мой взгляд, это просто превентивная мера сетей, позволяющая им сегодня получить денежные средства при условии, что завтра, возможно, спрос упадет.