Потребность в комплексной реабилитации ветеранов СВО объективно существует и имеет несколько измерений
Федеральные и региональные власти сегодня разрабатывают новые программы помощи участникам СВО и членам их семей. В настоящее время действует целый ряд проектов, направленных на поддержку ветеранов. Однако очевидно, что система сопровождения должна быть максимально комплексной.
Потребность в комплексной реабилитации ветеранов СВО объективно существует и имеет несколько измерений.
Во-первых, материальное, так как за время боевых действий эти люди получали большую (относительно средних показателей по стране) заработную плату. Возвращение к мирной жизни, которое и так будет сопряжено со стрессом, связанным с радикальной сменой обстановки, может отягощаться понижением уровня дохода. О том, как минимизировать влияние этого фактора, уже сейчас необходимо задуматься на государственном уровне. Нужно найти варианты для привлекательного трудоустройства бывших военных, без радикального понижения уровня оплаты труда (возможно, с предварительным переобучением, повышением квалификации).
Во-вторых, социальное: в зоне боевых действий отношения между людьми выстраиваются по иным алгоритмам, чем в обыденной жизни, этого нельзя отрицать. Это касается массы разных аспектов взаимодействия, в частности, наличия большей ответственности за слова и поступки. Определенный отпечаток накладывает и свободный доступ к оружию. К возвращению больших масс ветеранов в социум необходимо готовить не только их самих, но и общество в целом. В частности, крайне важным представляется наличие методичек по корректному общению с бывшими военными, которыми должны руководствоваться все представители социальных профессий.
В-третьих, психологическое: существует потребность в создании единой системы психологической поддержки ветеранов специальной военной операции и членов их семей, которая должна быть наполнена компетентными специалистам. Здесь есть две проблемных составляющих: нехватка специалистов, имеющих необходимую специфическую квалификацию, и неготовность (а порой активное нежелание) самих ветеранов обращаться за психологической помощью. Наиболее мягким сценарием является вовлечение ближайших членов семей участников СВО (матери, жены) в процесс взаимодействия с психологами, чтобы на следующем этапе они вовлекали своих мужей в процесс семейной психотерапии.
Здесь обозначено только три основных направления, на самом деле их гораздо больше, потому как процесс реинтеграции ветеранов в общество является крайне сложным и многоаспектным. Заниматься решением этой масштабной задачи тоже необходимо комплексно, крайне важно вовлечение в процесс государственных структур (министерств, ведомств, региональных властей), профильных общественных организаций во главе с фондом «Защитники Отечества», академических структур гуманитарного профиля, причем, не только психологической направленности, медицинских организаций. Именно от того, насколько эффективно будет выстроена эта сложная коммуникация, зависят результаты процесса, который будет продолжаться не один год.